Психолог Роберт Бизвас-Динер разделяет жалобы на три группы:
1. Хронические жалобы исходят от людей, которые недовольны всем и всегда. Причины жалоб в таком случае почти всегда неразрешимы, человек просто сконцентрирован на негативе.
2. Способ выговориться — жалобы, которые нужны нам, чтобы выплеснуть недовольство и получить поддержку. Решений искать не нужно, нужно просто сказать все, что накопилось (или выслушать).
3. Жалобы ради пользы — они должны помогать найти решение проблемы. Обычно человек рассказывает о ситуации и о том, как она его раздражает. Но сразу после этого добавляет, что хочет с этим сделать или просит совета.
В идеале большая часть жалоб должна относиться именно к третьей группе.
Начните дополнять жалобы планом действий
Если вам захотелось пожаловаться, спросите себя: «А что я бы хотел сделать с этой ситуацией?». Иногда мы просто боимся обратиться к источнику дискомфорта. В следующий раз попросите коллегу говорить потише. Люди могут не знать, что доставляют вам дискомфорт.
Замените жалобы на приятные дела
Попробуйте каждый раз, когда хочется ныть, делать что-то хорошее или приятное. За ужином не жалуйтесь членам семьи на работу, а расскажите о забавном видео, которое посмотрели, обнимите родных, похвалите их за что-то.