Найти тему
diletant.media

Как реклама Маяковского шокировала общество

Рекламные стихи, что писал Маяковский, вызывали споры, шокировали, смешили, продавали и учили. Забыть их было невозможно.

«Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!» Разве можно такое забыть, особенно в 1923 году? Такая реклама и сегодня вызвала бы не просто споры, а настоящую бурю негодования многих людей. Что уж говорить о той, куда более чувствительной публике. Но Маяковский знал, что делал. Продажи сосок «Резинотреста» выросли вдвое.

Реклама Резинотреста, 1923. Источник: Pinterest
Реклама Резинотреста, 1923. Источник: Pinterest

Но тогда Маяковский — уже опытный «рекламист». А начиналось всё в годы Гражданской войны с политической и околополитической агитации.

ОКНА РОСТА — красная сатира и агитация

Маяковский устроился работать в плакатный отдел РОСТА — сочинял доступные широкой публике сатирические стихи и рисовал плакаты о последних сводках с фронта.

В 1919—1921 гг. москвичи могли увидеть творчество РОСТА на витринах бывших магазинов, только теперь вместо рекламы папирос и печенья там висело: «Герой труда — для буржуев удар!» и т.п.

Плакат против пана. Источник: performance360.ru
Плакат против пана. Источник: performance360.ru

Дело шло хорошо. Художники работали от зари до зари, рисовали вручную, и уже в 1920 году выпускали по несколько плакатов в день. А затем Гражданская война закончилась, и ОКНА РОСТА остались в прошлом.

Маяковский и Родченко — «реклам-конструкторы»

Маяковский относился к рекламе как к искусству, которое оказывает действенную помощь людям. «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы», — говорил он.

В 1923 году Маяковский познакомился с Александром Родченко — талантливым художником-плакатистом. Они основали неофициальный дуэт «реклам-конструкторов» и начали творить для Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата, Ленгиза, ГУМа и прочих предприятий.

Особенно удачным получился слоган для разных товаров треста «Моссельпром» — «Нигде, кроме как в Моссельпроме».

«Нигде, кроме как в Моссельпроме». Источник: ru.m.wikipedia.org
«Нигде, кроме как в Моссельпроме». Источник: ru.m.wikipedia.org

За несколько лет работы «реклам-конструкторы» создали около полусотни плакатов, сотню вывесок, фантиков и упаковок. Брали при этом немало по советским меркам (до 200 рублей за плакат), но слишком мало, если бы речь шла о рекламе в капиталистическом обществе.

Не забывал поэт и о Гражданской войне. На фантиках карамели «Красноармейская звезда» красовались строки: «Вздумалось лезть генералу Деникину — красноармеец Деникина выкинул».

От торговой рекламы середины 1920-х Маяковский перешёл к социальной. Писал «санитарные стихи» — «Мой руки», «Сор — в ящик», «Товарищи люди, будьте культурны, на пол не плюйте, плюйте в урны».

Маяковский на выставке «20 лет работы», 1930. Источник: postila.ru
Маяковский на выставке «20 лет работы», 1930. Источник: postila.ru

В 1930 году Маяковский представил на выставке «20 лет работы» своё наследие, в том числе афиши и плакаты. Словно предчувствовал, что настало время подводить итоги. Из трёх залов один был полностью занят рекламой.

Подробнее