Бывший рецензент журнала Rolling Stone и автор Дзена Игорь Цалер написал три книги: «Музыка ХХ века», «100 легенд джаза» и «100 легенд рока». Сейчас он готовит четвертую — о забытых артистах. А невошедшее публикует в своем канале «Музыка. История, открытия, мифы». Мы поговорили с Игорем о современной музыке, правилах блогинга и состоянии музыкальной критики.
На рипите
Первое потрясение от музыки я испытал в детстве. Когда мне было 15 лет, в одном музыкальном журнале я увидел текст песни The Beatles. Мне захотелось узнать, как она звучит. Я достал кассету, перемотал на начало и включил. Когда из шума моторов выплыли гитары и барабаны из песни «Back In the USSR», в голове словно переключился тумблер. За вечер я прослушал «Белый альбом» четыре раза. Мне казалось, что за этими песнями скрыта новая, интересная жизнь, — так оно и оказалось. С тех пор у меня будто зависимость от музыки. Хочется ее постоянно слушать, читать и писать о ней.
Семейное дело
Любовь к музыке у нас семейная. Папа, дядя, четверо братьев — все музыканты. Один из братьев, Юрий Цалер, — бывший соло-гитарист и клавишник группы «Мумий Тролль». Я тоже играю — на фортепиано, гитаре, барабанах, но профессионально не выступаю. Иногда в поездках нахожу в отеле или ресторане рояль, сажусь и наигрываю любимую мелодию — «Lady Madonna» The Beatles. В январе 2020 года исполнил ее перед наследником престола Брунея в Бандар-Сери-Бегаване. Тот присутствовал на гала-ужине для участников местной туристической выставки, куда я приехал как журналист. После выступления королевского оркестра Брунея я попросил у организаторов разрешить мне сыграть на рояле, стоявшем на сцене. Музыканты подхватили мелодию — и у нас получился веселый незапланированный номер.
Могу лучше!
Последние десять лет я работаю выпускающим редактором в бортовом журнале авиакомпании «Уральские авиалинии»: пишу и редактирую тексты о путешествиях, литературе, кино. За годы работы, путешествий, общения с музыкантами у меня скопилось множество историй. О чем-то я писал для печатных музыкальных журналов, о чем-то в книгах, что-то публиковал в «ЖЖ» и в социальных сетях. А в прошлом году наткнулся на перепост дзеновской статьи о The Beatles. Заголовок меня заинтриговал, я заглянул в текст, но материал оказался коротким и скучным. Это стало вызовом: я могу лучше! Так я завел канал в Дзене. Сейчас это основная площадка, где я пишу о классической, советской и современной музыке.
Коллаборации с читателями
Часть историй присылают мои подписчики. Рассказывают о дружбе с музыкантами, делятся музыкой или воспоминаниями с концертов. Например, один читатель ходил на первый концерт Boney M в СССР, случившийся в 1978 году. Другой написал заметку о советском ВИА «Зеркала», о котором уже мало кто помнит. Подобные тексты с согласия авторов публикую в канале. Иногда на идеи наталкивают и комментарии под постами.
Расцвет музыки
Я не ограничиваю себя жанрами: меня могут увлечь как средневековая мелодия, так и альбом Хаски, но лучше всего моим читателям заходят тексты о советских музыкантах и классике зарубежного рока. Это связано с возрастом аудитории: в Дзене меня читают люди старше 55 лет. Но я бы хотел больше писать о современной сцене: сегодня она переживает настоящий расцвет. Никогда музыка не была столь разнообразна и доступна. Раньше альбомы приходилось искать, а музыканты казались небожителями. Сейчас ты можешь дотянуться до них — написать в социальных сетях и даже предложить выпустить совместный трек.
Что я слушаю из зарубежного...
Из последних находок я бы отметил американского музыканта Thundercat. Он приджазовывает, но мыслит современно, вне рамок. Нравится проект Skalpel, которые делают два диджея из Вроцлава: они собирают музыкальные коллажи из старых пластинок польского джаза. Часто слушаю Khruangbin — американский инструментальный ансамбль, вдохновленный тайским фанком. Интересен актуальный инди-рок: Tame Impala, The Temples, Unknown Mortal Orchestra, Real Estate, Caribou. Нравится австралийский психодел-джаз Mildlife.
...и из нашего
Один из лучших альбомов 2020 года — пластинка Room for the Moon Екатерины Шилоносовой, солистки группы «ГШ»; альбом вышел в рамках ее сольного проекта Kate NV. Работу заметила и высоко оценила иностранная критика. Недавно открыл для себя инди-группу «Курара». Еще понравились белорусы «Союз» — с их мечтательным ретрозвуком. Любопытный проект — дрим-поп-дуэт «Даша и Серёжа». В последнее время все чаще ловлю себя на мысли, что получаю большое удовольствие от новой российской музыки.
Как я пишу
Если сравнивать печатный журнал и блог, то в последнем меньше пространства для творчества. В текстах для блога нужно переходить сразу к сути, с первых предложений погружать читателя в контекст. Человек со смартфоном мыслит иначе, чем читатель, сидящий в кресле с журналом в руках. Он быстро перескакивает с материала на материал, поэтому у автора нет времени на постепенное развертывание мысли. Нужно писать динамично, без длинных предложений.
К текстам я выдвигаю два стандартных журналистских требования: они должны содержать достоверную информацию и быть грамотно написаны, человеческим языком. В остальном я блогер-разгильдяй. У моего канала нет жесткой концепции, и я не преследую цель стать лучшим в своем деле.
Как изменилась критика
Сегодня уже нет общепризнанных авторитетов или журналов. Как и сама музыка, критика стала нишевой. Читатели подписываются на разные музыкальные ресурсы и блогеров в зависимости от своих предпочтений. И личность критика, его авторский стиль нередко важнее оценки, которую он дает творчеству артиста. Ирония, неожиданные сопоставления, игровые формы потеснили анализ и стремление к объективности.
Как Дзен помог мне
Мой блог монетизирован, я получаю гонорар от площадки. Кроме того, у меня было несколько интеграций с одним магазином винила. Представители компании нашли меня сами, выходить на рекламодателей я пока не умею. А еще Дзен помог мне стать научным редактором книги британской журналистки Лесли-Энн Джонс «Кто убил Джона Леннона?». Издательство «Бомбора» наткнулось на мой блог и предложило сотрудничество.
Планы на будущее
Я бы хотел завязать контакты с лейблами, выпускающими компаниями, дистрибьюторами, чтобы рекламировать релизы. Хочу развивать видеоформат. Я иногда снимаю и монтирую видео, но пока делаю все по-простому, по рок-н-ролльному.
Подготовила Варвара Селизарова