Изобретение звукового кинематографа.
Ховард Хоукс "Лицо со шрамом" 1932 год
Приведенный отрывок ярко демонстрирует особенности кинематографа рассматриваемого периода.
Звук записывали синхронно, его невозможно было добавить в дальнейшем в процессе озвучания. Это создавало определенные сложности.
Если герой слушал по радио концерт, это значит что вне поля зрения камеры в том же павильоне должен был находиться оркестр, который этот концерт бы играл.
Если у героини был акцент и она не могла произносить некоторые реплики, значит в этом же павильоне должна была стоять дублерша и попадая в артикуляцию произносить необходимые фразы.
Съемка требует пространства, лишенного посторонних шумов и кинематограф начинает массово уходить в киносъемочные павильоны.
В 30-е годы камера шумела, снижая качество записываемого звука. Камеру поместили в бокс, обшитый поролоном, там же находился и оператор. Данную тяжелую конструкцию можно было передвигать только на колесиках. "Раз камера встала на колеса -давайте ее двигать" - сказали режиссеры, тем самым отчасти компенсировав падение динамики.
Используется план-эпизод - техника длинного кадра, при которой каждая отдельно взятая сцена снимается одним кадром. Нет того динамичного монтажа 20-х годов.
Кинематограф 30-х годов условный. С одной стороны, потому что снимается в павильонах, с другой стороны - зритель больше не интересуется реальностью.
В крупнейших кинопроизводящих странах (Германия, Италия, СССР) к власти приходит тоталитарный режим, который не жалует демонстрации реальности. Казалось бы, остается Франция - свободная страна, оплот авангардных течений, но французы как-то зажались, видимо, в преддверии войны. Жан Ренуар - крупнейший французский режиссер за фильм "Правила игры" был вынужден уехать из страны. Фильм показался слишком фривольным французскому обществу.
Что касается Америки, где проходили съемки фильма "Лицо со шрамом" - тут 2 причины: великая депрессия и отсутствие денег в индустрии. Кинопроизводство стало дорогим за счет введения звука и необходимости использования звукозаписывающей аппаратуры.
Подводя итог, можно выделить следующие особенности кинематографа 1930-х годов:
- Появление звука
- Павильонная съемка
- Подвижность камеры
В следующей статье мы рассмотрим, как на кинематограф повлияла Вторая мировая война и как она заставила кинематограф отказаться от павильонной реальности 30-х годов.
Основано на лекциях Данилы Кузнецова.