Найти тему

Дети – нужны! А взрослые?

Взрослые люди – основа экономики, бизнеса. Рунет делают взрослые люди. Семьи создают взрослые люди. Врачи, учителя, инженеры — тоже взрослые люди. Но если взрослый заболел — он никому не интересен. Проект Добро Mail.Ru совместно с Фондом «Общественное мнение» провел исследование о помощи взрослым в России, выяснил, насколько в нашей стране принято помогать взрослым, что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как можно изменить ситуацию.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Результаты исследования показали, что в России не сформирована традиция помощи взрослым. Возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто. При этом каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой – пожилым людям. Это говорит о том, что в обществе, несмотря на все усилия благотворительных фондов и гражданских активистов, сегодня существует стереотип о безусловной самодостаточности взрослых.

Знакомым взрослым людям россияне помогают гораздо более охотно, чем незнакомцам (43% против 24%). Совсем иная ситуация с детьми: доля респондентов, которые оказывают помощь незнакомым малышам (46%), почти в два раза больше, чем доля тех, кто помогал незнакомым взрослым. Возможно, это связано с тем, что призывы о помощи детям в СМИ и социальных сетях встречаются значительно чаще, чем о помощи взрослым.

«Тема помощи взрослым людям касается каждого жителя нашей страны старше 18 лет, потому что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда помощь необходима. Но, оказывается, для каждого второго россиянина важен возраст адресата помощи. Прежде чем помочь, мы как будто спрашиваем «Сколько тебе лет», а узнав, что нуждающийся в помощи старше 18, отказываем ему. Взрослым по сравнению с другими возрастными группами намерены помогать в самую последнюю очередь. Менять эту ситуацию просто необходимо», — прокомментировала руководитель проекта Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

Исследование позволило не только определить специфику помощи тяжелобольным взрослым людям в России, но и выявить особенности самоощущения взрослых в России, оценить их уровень защищенности. Важной частью исследования был опрос людей, когда-либо попадавших в сложные жизненные ситуации. Лишь 7% таких респондентов обращались за помощью к государству и только 3% получили ее. Участники фокус-групп отмечают, что наиболее слабый уровень защищенности обеспечивает государство.

-2

Большинство опрошенных в ходе фокус-групп в первую очередь ждут помощи от родных (86%) и друзей (69%). Менее четверти респондентов рассчитывают на незнакомых людей (23%), и лишь каждый пятый — на благотворительные фонды. Основными причинами того, что люди не обращаются за помощью к НКО, являются недоверие благотворительным организациям и неосведомленность. Россияне мало знают о деятельности фондов и пока не воспринимают НКО как источник потенциальной поддержки, информации и помощи для них самих в трудной жизненной ситуации.

Самыми распространенными источниками обращения за помощью и ее получения также являются родственники и друзья. 41% опрошенных просили помощи у родных и почти половина (45%) ее получили. К друзьям обращались 22% респондентов, получили от них помощь 18%. Более трети респондентов (38%), попав в сложную жизненную ситуацию, не обращались за помощью ни к кому.

Исследование выявило факторы, которые мешают россиянам активнее помогать взрослым. Главные из них — по-прежнему низкий уровень доверия к благотворительным фондам и сообщениям о необходимости помощи, а также страх мошенничества. Кроме того, респонденты отмечали общее снижение уровня эмпатии, недостаточность информации о деятельности благотворительных фондов, опасение, что акт оказания помощи будет неправильно истолкован. Помогать мешают также стереотип о самостоятельности и самодостаточности взрослых людей и некорректное представление о трудностях, с которыми они сталкиваются в сложных жизненных ситуациях.

Сегодня некоммерческие организации активно работают над информированием о своей работе, в том числе в содружестве с креативными агентствами и медиа для создания социальной рекламы. Однако очевидно, что необходимо, чтобы объем информации о благотворительных организаций в СМИ был значительно увеличен.

Побудить россиян помогать взрослым, по мнению респондентов, может развитие социальной рекламы и пропаганда волонтерства и благотворительных фондов как институтов оказания помощи. Люди будут помогать охотнее, если повысится их уровня доверия к благотворительным фондам (этому будет способствовать повышение прозрачности информации о работе фондов).

-3

Исследование проводилось в виде репрезентативного телефонного россиян (всего в выборку вошло 533 респондента) и работы с онлайн-фокус-группами (люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации; люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам; люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо).

Познакомиться с результатами исследования и узнать истории взрослых людей, которым нужна помощь, можно здесь .

Автор: Наталия Богданович, "Частный корреспондент".