Пожалуй, основной головной болью любого инвестора является вопрос оценки компании, чьи акции или облигации хочется купить.
Для этого придумано большое количество способов и мультипликаторов, со временем я постараюсь написать обо всех наиболее значимых и популярных.
📌 Но сегодня я хочу написать о самом главном орудии любого инвестора. А чтобы тема была прикладной, а не теоритической, расскажу о ныне почившей в бозе компании Juicero.
🌱 В 2013 году один убеждённый сторонник здорового образа жизни решил, что ему надоело давить сок старым трудозатратным способом и основал компанию Juicero. Идея была такая - создать инфраструктуру, благодаря которой пользователю можно будет получить стакан свежего сока нажатием одной кнопки.
💰А уже в 2014-м компания получила инвестиций на 120 млн. долларов. Инвесторы становились в очередь. Среди вложившихся - Гугл (а точнее, его владелец Alphabet $GOOG) и именитый производитель супов $CPB (чью банку рисовал Энди Уорхол). Кресло директора занял бывший директор Coca-Cola $KO, пресса сравнивала создателя компании с основателем $TSLA Илоном Маском и основателем $AAPL Стивом Джобсом).
🧰 И вот наконец, идея была реализована. Пользователям предлагался красивенький ящичек с единственной кнопочкой, и приложение, где можно (а точнее, нужно) было заказать себе ежемесячную подписку на пакеты с "нарезкой", который вам привозили прямо домой. Пакет вставлялся в ящичек который сканировал QR-код, проверял, насколько пакетик свежий, и давил из него (с помощью пресса, способного, по заявлениям компании, поднять две Теслы!) вкусный свежий сок!
Ящичек стоил $700 (потом удешевили до $400), пакетик (которого хватало на стакан сока) - до $8, а компанию ждало светлое будущее. Казалось бы, что может пойти не так?
🤦♀️ Но не так пошло всё. Ушлые пользователи сняли видео, как они давят сок из пакетов руками, показав, что ящичек за 700 баксов не нужен, а в пакетах - не нарезка, а практически обычный пакетированный сок. Потом ящичек разобрали и узнали, что там куча ненужных дорогущих деталей (в производстве он стоил ещё дороже, чем за него просили). А на основателя компании ещё и жаловались сотрудники за стиль управления.
В итоге, погрязнув в убытке и насмешках всего интернета, компания закрылась.
❗️Так вот, возвращаясь к главному оружию инвестора. Это - здравый смысл.
Прежде, чем оценивать компанию по мультипликаторам и годовым отчётам, посмотрите трезвым взглядом, не поддаваясь общему восхищению или порицанию, на её идею, бизнес, модель монетизации. Что делает компания? Решает ли она какую-то проблему? Двигает ли она прогресс? Какие технологии использует? Сколько она хочет за свои решения? Какие конкуренты и вообще рынок? Понятен ли вам её бизнес и цели? Или же это просто ящичек за 700 баксов, который давит сок из пакетов? Если "король голый" - нет смысла смотреть на отчёты и мультипликаторы.
Причём, ответ на какой-то один вопрос, не даст вам всей картины. Например, если бы Juicero сделали свой ящичек простым и дешёвым, а зарабатывали бы на подписке на сок - всё могло бы обернуться по-другому. Важно оценивать не только идею, но и реализацию. Даже, если вы не являетесь целевой аудиторией компании, подумайте - были ли бы вы её клиентом, если бы были в целевой аудитории?
📌 Если информация на канале помогает вам, вы можете угостить меня кофе :) Подробности здесь https://t.me/investporn/49
Спасибо.
#основы #обучение #анализ