Приветствую, читатель! Это новый выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — «сын» легендарного Ил-2, польский самолёт-чемпион, сельскохозяйственный самолёт из Мексики и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
30 ноября
30 ноября 1944 года — первый полёт самолёта-амфибии Republic RC-3 Seabee. /США/
В 1941 году инженер Персиваль Спенсер (Percival Spencer) спроектировал амфибию Spencer S-12 Air Car Amphibian. Спустя 2 года компания Republic Aviation выкупила права на самолёт и взяла Спенсера на работу. Была разработана цельнометаллическая версия Air Car — RC-1 Thunderbolt Amphibian, который и стал прототипом для RC-3 Seabee.
Как и Spencer S-12, RC-3 был высокопланом с поплавками на концовках крыла и убирающимся шасси. Двигатель Franklin 6AS-215-BSF вращал толкающий винт. На борту Seabee могло разместиться 3 пассажира и 1 пилот. Крейсерская скорость — 166 км/ч, дальность полёта — 900 км.
RC-3 Seabee стал очень популярен в странах с длинной береговой линией и большим числом рек и озёр. Всего было выпущено 1060 самолётов. Несмотря на то, что последний был произведён в 1948 году, сегодня в мире эксплуатируется более 200 Seabee.
1 декабря
1 декабря 1949 года — первый полёт опытного бомбардировщика Ту-80. /СССР/
В 1948 году в ВВС США стал поступать новый бомбардировщик Boeing B-50 Superfortress. Основной тяжёлый бомбардировщик СССР на то время — Ту-4 (копия Boeing B-29 Superfortress) — уступал ему по характеристикам. Было принято решение о разработке нового самолёта на базе Ту-4. Так начался проект Ту-80.
Бомбардировщик Ту-80 представлял собой цельнометаллический среднеплан. От Ту-4 отличался большей площадью крыла, модернизированным оборудованием и вооружением, увеличенным запасом топлива. 4 × двигателя АШ-73ТКФН позволяли развить скорость 545 км/ч. Дальность полёта — 7000 км (с нагрузкой 3 тонны), высота — 11200 км. Мог нести до 12 000 кг бомб.
После серии заводских испытаний проект закрыли. Причина — параллельно велась работа над более совершенным бомбардировщиком Ту-85. Единственный построенный Ту-80 отправили на полигон в качестве мишени, где его со временем и уничтожили.
2 декабря
2 декабря 1952 года — первый полёт экспериментального самолёта Short SB.5. /Великобритания/
В рамках проекта сверхзвукового перехватчика English Electric Lightning возникла необходимость проверить поведение самолёта со стреловидным крылом на низких скоростях. Т.к. компания English Electric была занята ещё и бомбардировщиком Canberra, то эти исследования поручили Short Brothers. Так появился проект SB.5.
Инженеры Short Brothers построили среднеплан со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением (позже будет заменено на обычное). Стреловидность крыла принимала 3 значения — 50°, 60° и 69° — и менялась перед полётом на земле. Двигатель Rolls-Royce Derwent Mk. 8 позволял развить скорость до 649 км/ч.
Испытания Short SB.5 проходили в 3 этапа с разной стреловидностью крыла. Результаты использовались при разработке English Electric Lightning. Сам же SB.5 какое-то время летал в Имперской школе летчиков-испытателей, а позже попал в Музей Королевских военно-воздушных сил.
3 декабря
3 декабря 1968 года — первый полёт сельскохозяйственного самолёта Anahuac Tauro. /Мексика/
Как страна, имеющая развитое сельское хозяйство, Мексика нуждалась в специализированном самолёте для обработки полей. Разрабатывать его решили своими силами. Для этого в 1966 году была основана компания Fabrica de Aviones Anahuac, первым проект которой получил имя Tauro (в переводе с испанского — «Бык»).
Внешне Tauro был похож на Cessna 188 и представлял собой низкоплан с неубирающимся шасси и высокой кабиной. Бак для химикатов объёмом 873 литра был установлен перед и ниже кабины. Самолёт оснащался двигателями Jacobs R-755-A2M1 или Jacobs R-755-SM в зависимости от версии. Крейсерская скорость — 137 км/ч, дальность полёта — 375 км.
Построили всего 12 самолётов Anahuac Tauro и проект закрыли. Причина — секретариат сельского хозяйства и развития сельских районов предпочёл закупить 130 сельскохозяйственных самолётов иностранного производства. Anahuac не смогла с ними конкурировать.
4 декабря
4 декабря 1933 года — первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта RWD-9. /Польша/
В 1932 году авиационные соревнования Challenge International de Tourisme выиграл польский самолёт RWD-6. Желая развить успех, команда RWD приступила к новому проекту. Для Challenge International de Tourisme 1934 года конструкторы Станислав Рогальский (Stanislaw Rogalski), Станислав Вигура (Stanislaw Wigura) и Ежи Джевецкий (Jerzy Drzewiecki) разработали самолёт RWD-9.
RWD-9 представлял собой высокоплан с возможностью короткого взлёта и посадки. В отличие от RWD-6, был четырёхместным, а не двухместным. Оснащался двигателями Polish-Skoda Works GR.760 или Walter Bora. Максимальная скорость — до 281 км/ч, дальность полёта — 800 км.
Всего построили 9 самолётов RWD-9. 6 из них использовались польской командой во время Challenge International de Tourisme 1934. В итоге, именно RWD-9 заняли первые 2 места, обогнав немецкие Messerschmitt Bf 108 и Fieseler Fi 97.
5 декабря
5 декабря 1948 года — первый полёт штурмовика-бомбардировщика Ил-20. /СССР/
В 1947 году Совет министров СССР выпустил постановление о строительстве нового штурмовика. Он должен был заменить Ил-2 и Ил-10 и обладать лучшими лётными данными и более мощным вооружением. Проект под обозначением Ил-20 разрабатывало ОКБ С.В. Ильюшина.
Ил-20 сильно отличался от своих предшественников. Это был цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Особенностью была кабина пилота, находившаяся над двигателем М-47, что обеспечивало хороший обзор. Как и на Ил-2, за пилотом находилась кабина стрелка. Максимальная скорость — 515 км/ч, дальность полёта — 1680 км. Самолёт был хорошо вооружён — 4 × 23-мм пушки НА-23, 2 × 23-мм пушки НС-23 в оборонительной турели + до 1190 кг бомб и до 8 реактивных снарядов.
Испытания показали, что штурмовик испытывает сильные вибрации от двигателя. К тому же, поршневая авиация отходила в прошлое. В итоге проект закрыли. Успели построить лишь 1 прототип Ил-20.
6 декабря
6 декабря 1955 года — первый полёт автожира Bensen B-8M. /США/
Американский инженер русского происхождения Игорь Бенсен известен своими автожирами и винтовыми планерами. Для их производства он в 1953 году основал компанию Bensen Aircraft. Спустя 2 года, компания начинает выпуск своего самого успешного гиропланера B-8 и его моторизированной версии B-8M.
Конструкция автожира B-8M была предельно минималистичной — рама, сиденье пилота, ротор, хвостовой стабилизатор, колёсное шасси и двигатель с толкающим винтом. Обычно устанавливался 4-цилиндровый двигатель McCulloch Model 4318AX. Крейсерская скорость — 97 км, дальность полёта — 160 км.
«Малыша» оценили по достоинству — были построены тысячи экземпляров, летавших и летающих по всему миру. Желающие могли либо купить готовый набор для самостоятельной сборки у Bensen Aircraft, либо сделать автожир по чертежам. На B-8M установили 8 мировых рекордов скорости, высоты и дальности полёта.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории