Уже в 2021 году в московском метро планируют начать использовать систему распознавания лиц для оплаты пассажирами проезда. Для автовладельцев это тоже важно - в Москве, скажем, активно продвигаются перехватывающие парковки, которые можно использовать бесплатно в случае, если дальше едешь на метро.
Как же работает "оплата по лицу"? Уже в настоящий момент в тестировании системы принимает участие два банка, которые уже владеют собственными аналогичными системами. У них есть биометрические данные своих клиентов. Камеры, которые распознают лица пассажиров, установлены на всех турникетах московского метрополитена включая МЦК.
Другими словами, фиксируются лица всех, кто зашёл в метро. Если вы ранее как-то подтвердили готовность "платить лицом", то при подходе к турникету деньги с вас спишут без всяких карточек, турникет откроется и можно проходить дальше. Со счёта в банке в этот момент спишутся деньги.
Метрополитен в этом случае лишь отвечает за инфраструктуру (другими словами - следит за вами), а все персональные платёжные данные, включая ваше лицо (хотя оно теперь скорей будет считаться платёжным средством), хранятся у банков. Понятно, что сначала надо "сфотографироваться" и дать разрешение банку использовать ваши биометрические данные для списывания денег со счёта.
Система видеонаблюдения (без распознавания лиц) в московском метро заработала только в этом году, буквально в сентябре. Однако, как видим, на эту систему у метрополитена большие планы, связанные не только с вопросами безопасности - хотя традиционно именно этим объясняется необходимость работы "большого брата".
К слову, ещё в январе 2020 года о вводе в метро системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц сообщал сам мэр Москвы Сергей Собянин - конкретно в ходе расширенного заседания коллегии ГУ МВД России по Москве. К запуску системы в сентябре уже был подписан регламент взаимодействия между правоохранительными органами и службой безопасности метро.
Правда, в Дептрансе уже тогда говорили, что будут использовать систему видеонаблюдения и для других целей, называя это "развитием в части сервисов для пассажиров". К примеру, для отслеживания загруженности поездов - эту информацию планируется использовать в работе нового мобильного приложения, которое сейчас готовится и призвано заменить множество разрозненных приложений.
Оно должно позволить выстраивать маршрут по городу исходят из ситуации на дорогах и состояния общественного транспорта, включая метрополитен. То есть в этой ситуации речь шла даже о том, что бы сообщать пассажиром метро, какие вагоны приходящего в определённое время поезда наиболее свободны.
Сообщалось и о планах по внедрению оплаты проезда с помощью специальной системы FacePay (или Face ID) - уже после внедрения распознавания лиц. Вообще с такой системой "простор открыт": скажем, если говорить о тех же свободных вагонах, то можно внедрить хоть личное обращение по имени-отчеству по громкой связи - с сообщением о том, в какой вагон удобней садиться.
Шутки шутками, но распознавание лиц даёт массу возможностей для власти и бизнеса. Да, экспресс-оплата проезда кажется удобной, но такое отслеживание перемещения может использоваться и для других целей. СМИ уже не раз сообщали о том, что в Москве создаётся единая сеть, к которой будут подключены все городские камеры, домофоны в подъездах, светофоры и пр. Камеры в общественном транспорте и метро были следующими на очереди.
Та же "ловля преступников" (а в МВД отчитывались об этом ещё в 2017 году, когда система распознавания лиц с помощью городских камер только тестировалась) в Москве радует не всех. Система уже помогает выписывать "ковидные" штрафы тем, кто нарушает условия карантина или не соблюдает "социальную дистанцию". Теперь и метро официально станет зоной, где за своим поведением надо следить.