Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Книга №1. Музыкальная школа и профессия. Материалы 451-500.

451. В музыкальной школе встречается педагогическая глупость двух оттенков – молчаливая и болтливая, что означает: «Хрен редьки не слаще»…

452. Финансовое благо отдельного преподавателя или всего музыкально-педагогического сообщества связано с общим финблагом для всех работающих в системе начального музыкально-художественного образования…

453. Нынче мало кто из нас, независимо от избранного направления в педагогической профессии, будет оспаривать пользу эрудиции преподавателя, или подвергать сомнению необходимость исторической точности при обращении к истории музыки и музыкального исполнительства, или сомневаться в ценности тщательного анализа всех учебно-образовательных обстоятельств при обучении ребёнка... Думать то мы думаем! Да уж больно часто обучающий эффект оставляет желать лучшего…

454. Ранее – министерство культуры, нынче – министерство образования, всегда старались привести в порядок и остепенить начальное музыкальное образование, умеряя безумие, которое охватывало и постоянно грозило тем гражданам, кто думал учить своих детей не только языку, математике, видам спорта, но и музыке… Результат этих усилий потрясающий: сегодня у нас нет ни языковедов, ни математиков, ни спортсменов, ни музыкантов…

455. Вот уж кому точно не следовало бы иметь учеников, так это тем из нас, кто не любит свою профессию...

456. Музыкальная педагогика – это как искусство фокуса, за которым, если захотеть разобраться и понять в чём заключается секрет, нужен глаз да глаз…

457. В педагогической работе существуют два известных правила: общее и частное. Общее правило: рано или поздно каждый из нас достигнет в профессии того, чего он хочет достичь, если, конечно, постарается. Второе правило гласит, что каждый из нас, в большей или меньшей степени, является исключением из общего правила…

458. Не бывает в нашей профессии такого педагогического смысла, который бы был понятен только для кого-то одного...

459. Все педагогические стили, в конечном счёте, можно сказать, – совершенно абсурдны, но некоторые из них – абсурднее, чем другие…

460. Успешность в профессии – это искусство преподавателя извлекать значительные учебно-творческие выгоды из незначительных образовательных обстоятельств…

461. Музыкальная педагогика – не волшебный рог изобилия, а лишь средство формирования музыкально-художественного мира и музыкальной культуры ребёнка…

462. Если учащийся считает преподавателя волшебником и магом в классе, то это происходит отчасти потому, что сам преподаватель убеждает его в этом каждый урок...

463. Музыкальная педагогика – не предмет абстрактного мышления, а предмет мышления преподавателя, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого профессиональным опытом. Вот почему педагогика не может использоваться и изучаться в отрыве от практического опыта…

464. Вот что действительно удивительно в профессии: наш опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю педагогическую ошибку или глупость, кроме как, может быть, только помешать получить от неё прежнее удовлетворение или удовольствие…

465. Преподавателю не следует быть суеверным в профессии, – это приносит учащимся одни лишь несчастья…

466. Не важно уметь хорошо работать в школе, много важнее в ней – уметь хорошо показывать свою работу…

467. Вне школы, конечно, климат может быть получше, зато в ней гораздо больше приятных встреч…

468. В повседневной школьной жизни существует предел, после которого терпение, терпимость и терпеливость преподавателя по отношению к ученикам перестаёт быть профессиональной добродетелью…

469. Школа, которая неспособна к новому, неспособна и сохраниться…

470. Своим профессиональным успехом в школе, преподаватель в значительной степени обязан тому мнению, которое он сам о себе и создаёт в ней...

471. Единственное, что требуется от преподавателей в школе – это чтобы плохие из них ничего плохого не делали в ней...

472. Для педагогики нет ничего губительнее в школе, чем профессиональное безразличие преподавателя...

473. Для любящего свою профессию преподавателя вся окружающая жизнь сливается в любимом занятии…

474. Педагогическая справедливость – такой же необходимый в профессии инструмент преподавателя, как для жизни – еда…

475. Без многого может обходиться преподаватель музыкальной школы, но только не без учеников…

476. Последнее время в школе нет ничего более постоянного, чем инновационные образовательные перемены и инициативы государства…

477. Что не запрещено в педагогике, – то не опасно в школе…

478. Не всем образовательным инновациям в системе музыкальных школ предшествуют какие-либо признаки их необходимости. Например, улучшение набора образовательных предметов или оптимизация[7] производственных правил и норм педагогического труда, или невозможность получения данного образования по прежнему и привычному для населения образцу. В инновациях любого образования сверху, часто присутствует и государственно-политическая апология[8], что также не является лучшим средством и причиной для внедрения в образование каких-либо инноваций…

479. Обычно, чем больше советчиков в школе, тем меньше у преподавателя ясности и определённости для принятия педагогических решений, за которые всегда будет отвечать только он…

480. Мы, прежде всего, будем порядочными людьми и преподавателями, а уж потом – патриотами профессии, школы, города, отечества...

481. Очень часто больше всего на уроке нас занимают профессиональные мелочи. В этом смысле, разве легче увернуться от машин на велосипеде, чем от комаров ночью?...

482. Природа никогда не ошибается в людях, и если она порождает преподавателя-умника или ученика-лодыря, значит, она этого хочет…

483. Преподавателю разумнее всего жить по средствам, и не считать необходимым для этого влезать в долги… Так спокойнее…

484. С шуткой в школе – осторожно, так как можно остаться непонятым…

485. Музыкальная педагогика – не точная наука, и в ней: 2+2 – не всегда, что принято, а всегда сколько надо...

486. Если политика, как говорят, «…есть искусство возможного»[9], то музыкальная педагогика – есть искусство невозможного...

487. Педагогика – есть искусство приспособляться к учебно-образовательным обстоятельствам и извлекать для себя профессиональную пользу из всего, даже из того, что не нравится или не получается в классе…

488. Педагогическая глупость, как говорится, тоже дар божий, правда, которым не следует злоупотреблять в школе…

489. Не скрупулёзную и вдумчивую работу преподавателя в классе, а его работу, завершающуюся публичным успехом, – вот что, по обыкновению, отмечает любая администрация школ…

490. К настоящему педагогическому самоуважению можно отнести то, когда мы меньше всего говорим и думаем о себе в школе…

491. Если преподаватель в школе ничто, то и любой ученик будет в его классе ничем…

492. Время молодости своей жизни можно измерить, буквально часами, но сколько будет жить в нас мудрость – никакими часами не измерить, да и вообще – она может никогда к нам и не придти за всю нашу жизнь...

493. Чем больше мы чувствуем связь с профессией, тем реальнее и ощутимее представляем её себе как живой организм…

494. Нередко, именно из-за того, чтобы не выглядеть в школе круглыми дураками, мы чаще всего и совершаем свои профессиональные глупости…

495. В школьной жизни, простодушно рассчитывать на других – никак нельзя; для этого нужно большое умение…

496. Часто то, о чём говорят в школе, может быть и сплетни, но уж никак не враньё...

497. Ничто так не оживляет «светскую беседу в курилке», как уход из неё некоторых неприязненных лиц в коллективе…

498. То, что мы называем профессиональной жизнью, обычно, всего лишь расписание занятий преподавателя в школе, работающего с нагрузкой в 2,5 ставки педчасов в неделю…

499. Как летит время в школе! Вот уже скоро три года, как мы с учеником играем одну и туже конкурсную программу, часть из которой пойдёт и на выпуск…

500. Безмерно грустно быть козлом отпущения в школе среди ослов и тупиц...

[7] Оптимизация – процесс максимизации выгодных характеристик, соотношений и минимизации расходов, например, оптимизация учебных и производственных процессов в сфере образования.

[8] Аполо́гия – защитная речь или защитное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего- или кого-либо. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую).

[9] О́тто фон Би́смарк (1815-1898) – первый канцлер Германской империи.