Найти тему
А.И. Алёхин

И всё же: народ - это кто?

Виктор Шендерович на свой лад отметил семидесятилетие писателя Михаила Успенского. НГС24.ру опубликовали его воспоминания. И всё бы хорошо, но есть в этих воспоминаниях один пассаж, который не позволяет безоговорочно с ним согласиться. Это там, где он говорит о народе.

"Я смотрел эту невыносимую пленку и в сотый раз в раздражении думал: почему, например, Михаил Успенский — это только и всего лишь Михаил Успенский, а вот эти улюлюкающие гопники — именно они! — непременно «народ»? Почему не наоборот, например?

И вдруг — понял.

И готов поделиться своим соображением. Только вы не бейте меня сразу, ладно?"

https://cdn.echo.msk.ru/files/3286337.jpg
https://cdn.echo.msk.ru/files/3286337.jpg

А собственно, кто и где сказал, что улюлюкающие гопники это народ, а Успенский - не народ? Не было никого такого. Вот только что сам Шендерович это противопоставление и придумал. Для чего? А для того, чтобы изложить свою концепцию понятия "народ", своё понимание народа. Вот эта концепция:

"Они — «народ», потому что у них нет имени, вот и всё. Было бы имя, было бы о чём говорить. Но его нет. Они никто и звать их никак. И именно поэтому — за неимением других дефиниций! — они называются «народом».

Если вдуматься, это имя столь же торжественно, сколь унизительно. И очень, очень опасно. Ибо именно им, этим великим и пустым именем, века напролет, «на всех широтах» затаптывают в грязь людей."

Народ, по представлениям Шендеровича, это нечто безликое и безымянное. Это некое множество людей, не имеющих ни лица, ни характера. И имеющих только один общий признак - именно саму эту множественность. Ноль, возведённый в степень, но остающийся нолём. Мысль не новая, и довольно активно внедряемая в наше сознание и нашими отечественными и внешними пропагандистами. Так сказать, идеологическая борьба с советской пропагандой.

Советская власть объявляла своё государство как народное, заявляла своей целью интересы народа, вела пропаганду (не скрывая этого) среди народа. А для успеха пропаганды нужно хорошо понимать, с кем работает пропагандист, знать и понимать свою аудиторию. Можно как угодно относиться к советскому прошлому, но стоит признать, что десятилетия успешного существования советской власти обусловлены и тем, что она правильно понимала, с кем и для кого работает. То есть правильно определяла суть и структуру народа.

Как же определялось ею понятие народа? Не по родовому признаку. Для этого были понятия Род, Племя, Народность, Нация. Не по территориальному признаку. Для этого было понятие Население. Не по имущественному. Для этого были понятия Классы, Сословия. Нет, в основу понятия народ был заложен главный и определяющий признак человека, как мыслящего, трудящегося и преобразующего мир существа. Народ - это создатели материальных и духовных ценностей. Все, кто вовлечён в общую систему преобразующей деятельности.

Отвлекусь. Что такое запятая? Знак препинания, то есть спотыкания мысли. Сама запятая никакого содержания в себе не несёт. Но её появление (или отсутствие) может очень заметно изменить смысл текста. Убегающий преступник споткнулся о ноги сидящего на тротуаре нищего и из-за этой заминки был задержан полицейским. Нищий - запятая. Но в общем тексте важна каждая запятая. Народ и есть совокупность людей, занятых умственным и физическим трудом. Не пустотой множественности, а трудом. Не шумным улюлюканьем, а трудом. И в той картинке, которую нам предложил Виктор Анатольевич народ представлял собой именно Михаил Успенский, а улюлюкающие гопники были запятой, стоящей не на месте.

Понятие "народ" вовсе не бескорыстно пытаются обессмыслить. Это ведь тоже поле боя. Или люди будут понимать себя как часть большого коллектива, в котором их маленькая роль тоже важна и необходима, или они будут чувствовать себя частью безликой пустоты. И очень жаль, что яркий талант Виктора Шендеровича используется для внушения людям комплекса неполноценности.

Не надо, Виктор Анатольевич, а?