Пришла печальная весть. 20 ноября не стало Шаталова Виктора Фёдоровича.
Народный учитель СССР, известный каждому школьному педагогу страны, соавтор прогремевшего в своё время на весь Союз манифеста «Педагогика сотрудничества».
Жаль. Уходит эпоха.
Эпоха педагогов-новаторов, тех, которые не могли пройти мимо неуспешного школьника; тех, кто на протяжении двадцати пяти лет непрестанно экспериментировали в своих классах и школах и смогли стать результативными на 100 процентов; тех, кого признали коллеги и у кого учились.
В том уже далёком 1986-ом они собрались вместе, чтобы обсудить свои находки и обменяться опытом. Оказалось, что независимо друг от друга все они действовали почти одинаково. Так ими была «нащупана» новая педагогика, открывающая дорогу в образование для всех школьников без исключения.
Новаторы оформили свой опыт как манифест и назвали его «Педагогикой сотрудничества».
Основу новой педагогики составили всего пять шагов:
«исключить любое принуждение к учению»;
«исключить деление детей по способностям»;
«создать в классе атмосферу общей доброжелательности»;
«где только можно предоставлять школьнику свободный выбор»;
«дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание».
Применяя эти принципы, новаторы приводили к успеху КАЖДОГО своего ученика. И в манифесте они заявили на всю страну, что ЛЮБОЙ учитель может делать то же самое. Главное – видеть в каждом своём ученике ЛИЧНОСТЬ:
«В школу приходят не только ученики – существа, занятые учением, - нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребёнок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы».
Лидеры описали, каким они видят современного учителя:
«Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти дети – в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребёнка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность».
По моим наблюдениям, всё, что написано в этом манифесте, - правда.
Чем больше учитель соответствует представленному в манифесте описанию и чем активнее применяет принципы Педагогики сотрудничества, тем больше его учеников достигают успеха в школе. Формула работает всегда, для меня это - факт.
Тогда почему она не пошла в массы?...
Сегодня, спустя три с лишним десятилетия про Педагогику сотрудничества почти забыли. Нашлись люди, которые «обновили» манифест. Теперь он называется «Гуманистическая педагогика: XXI век».
Но это совсем другой манифест.
В новом варианте Педагогика сотрудничества стала «педагогикой надежды». УЖЕ не понятно: кто и на что надеется? Дальше - вообще мутный и бессвязный текст, тяжело читается. Нет в нём жизни. Какой-то фонтан неоформившихся мыслей. Местами напоминает современный школьный учебник, а местами – браваду заезжего прожектёра. Я не нашёл ничего, что можно было бы взять за основу к действию.
Всё стало понятно, когда сравнил коллективы авторов. В первом манифесте все авторы – учителя и директора школ. В новом – «…управленцы, учёные и эксперты, разделяющие взгляды…».
На ум сразу приходит булгаковский вопрос: «Кто на ком стоял?»
Уж если первый манифест, толковый и основанный на успешном опыте, не пошёл в массы, то новый, похожий на обрывки чистых умозаключений напуганных (или непуганых) неформалов-дилетантов, вообще бесполезен, если вести речь о выстраивании государственной системы общего образования.
Шойгу или Лавров российской школы.
По большому счёту, вся беда нашей школы только в том, что сегодня и уже давно нет в стране одного человека - главного Педагога, человека с государственным мышлением, который ТОЧНО ЗНАЕТ, что надо делать в школе, и который ДЕЛАЕТ это. Который полностью контролирует все ресурсы образования и управляет ими здраво, честно и рачительно, исключительно в интересах подрастающего и будущих поколений. За которого все учителя, все родители и дети будут стоять горой и станут его опорой и поддержкой во всех благих начинаниях.
Только из-за отсутствия такой стабильной, мощной и авторитетной фигуры сегодня в школьное образование лезут те, кто хочет на нём нажиться, не думая и не заботясь ни о будущем страны, ни о будущем её граждан.
Ну, где же он, этот Шойгу или Лавров российской школы?