Найти тему
Новая школа

Манифест

Урок ведёт Шаталов В.Ф., фото из открытых источников
Урок ведёт Шаталов В.Ф., фото из открытых источников

Пришла печальная весть. 20 ноября не стало Шаталова Виктора Фёдоровича.

Народный учитель СССР, известный каждому школьному педагогу страны, соавтор прогремевшего в своё время на весь Союз манифеста «Педагогика сотрудничества».

Жаль. Уходит эпоха.

Эпоха педагогов-новаторов, тех, которые не могли пройти мимо неуспешного школьника; тех, кто на протяжении двадцати пяти лет непрестанно экспериментировали в своих классах и школах и смогли стать результативными на 100 процентов; тех, кого признали коллеги и у кого учились.

В том уже далёком 1986-ом они собрались вместе, чтобы обсудить свои находки и обменяться опытом. Оказалось, что независимо друг от друга все они действовали почти одинаково. Так ими была «нащупана» новая педагогика, открывающая дорогу в образование для всех школьников без исключения.

Педагоги-новаторы. Переделкино, 1986 год. Фото Михаила Кузминского
Педагоги-новаторы. Переделкино, 1986 год. Фото Михаила Кузминского

Новаторы оформили свой опыт как манифест и назвали его «Педагогикой сотрудничества».

Основу новой педагогики составили всего пять шагов:

«исключить любое принуждение к учению»;
«исключить деление детей по способностям»;
«создать в классе атмосферу общей доброжелательности»;
«где только можно предоставлять школьнику свободный выбор»;
«дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание».

Применяя эти принципы, новаторы приводили к успеху КАЖДОГО своего ученика. И в манифесте они заявили на всю страну, что ЛЮБОЙ учитель может делать то же самое. Главное – видеть в каждом своём ученике ЛИЧНОСТЬ:

«В школу приходят не только ученики – существа, занятые учением, - нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя, - в этом смысле педагог и ребёнок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы».

Лидеры описали, каким они видят современного учителя:

«Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти дети – в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребёнка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность».

По моим наблюдениям, всё, что написано в этом манифесте, - правда.
Чем больше учитель соответствует представленному в манифесте описанию и чем активнее применяет принципы Педагогики сотрудничества, тем больше его учеников достигают успеха в школе. Формула работает всегда, для меня это - факт.
Тогда почему она не пошла в массы?...

Сегодня, спустя три с лишним десятилетия про Педагогику сотрудничества почти забыли. Нашлись люди, которые «обновили» манифест. Теперь он называется «Гуманистическая педагогика: XXI век».

Но это совсем другой манифест.

В новом варианте Педагогика сотрудничества стала «педагогикой надежды». УЖЕ не понятно: кто и на что надеется? Дальше - вообще мутный и бессвязный текст, тяжело читается. Нет в нём жизни. Какой-то фонтан неоформившихся мыслей. Местами напоминает современный школьный учебник, а местами – браваду заезжего прожектёра. Я не нашёл ничего, что можно было бы взять за основу к действию.

Всё стало понятно, когда сравнил коллективы авторов. В первом манифесте все авторы – учителя и директора школ. В новом – «…управленцы, учёные и эксперты, разделяющие взгляды…».
На ум сразу приходит булгаковский вопрос: «Кто на ком стоял?»

Уж если первый манифест, толковый и основанный на успешном опыте, не пошёл в массы, то новый, похожий на обрывки чистых умозаключений напуганных (или непуганых) неформалов-дилетантов, вообще бесполезен, если вести речь о выстраивании государственной системы общего образования.

Шойгу или Лавров российской школы.

По большому счёту, вся беда нашей школы только в том, что сегодня и уже давно нет в стране одного человека - главного Педагога, человека с государственным мышлением, который ТОЧНО ЗНАЕТ, что надо делать в школе, и который ДЕЛАЕТ это. Который полностью контролирует все ресурсы образования и управляет ими здраво, честно и рачительно, исключительно в интересах подрастающего и будущих поколений. За которого все учителя, все родители и дети будут стоять горой и станут его опорой и поддержкой во всех благих начинаниях.

Только из-за отсутствия такой стабильной, мощной и авторитетной фигуры сегодня в школьное образование лезут те, кто хочет на нём нажиться, не думая и не заботясь ни о будущем страны, ни о будущем её граждан.

Ну, где же он, этот Шойгу или Лавров российской школы?