Найти тему

Логистические "гиганты" - мечты или будущее?

Как бизнес предлагает развивать инфраструктуру отрасли

Во втором материале про бизнес-проекты в рамках конкурса «Сильные идеи для нового времени» (подробности про конкурс – тут) мы решили рассказать о самых глобальных логистических и экспортных идеях среди конкурсантов. О тех, мимо которых мы как транспортная компания не можем пройти. Сразу оговоримся, речь пойдет о проектах, рекомендованных для второго этапа. Мы оставили за скобками ряд инициатив, которые не могут быть реализованы не только в рамках конкурса, но и вообще в обозримом будущем: высокоскоростная железнодорожная магистраль в Азию через всю Россию, внедрение обязательного экспорта на каждом производстве и тому подобное.

Здесь расскажем о масштабных проектах, которые не могут быстро воплотиться в жизнь, но способны привлечь внимание к важным проблемам в своей отрасли и вызывать общественную дискуссию. А в перспективе – прямо или косвенно повлиять на развитие рынков. Это мультимодальный грузопассажирский хаб на базе Красноярского аэропорта, проект организации стажировок иностранных специалистов на российских промышленных предприятиях для стимулирования экспорта и единая онлайн-платформа для презентации российской продукции за рубежом.

1. Создание «Аэротрополиса» – мультимодального хаба в центре Сибири.

Для нас как для грузоперевозчиков – самый любопытный проект. По задумкам авторов, это будет грузовой хаб в районе аэропорта Красноярска (Емельяново-Черемшанка), который соединит внутренние и импортно-экспортные грузовые потоки авиационного, железнодорожного и водного транспорта.

Красноярск – центр российской Сибири, соединяющий Европу и Азию, крупный транзитный узел Сибирского федерального округа. Но регион расположен в удалении от международных морских портов и крупных международных коммуникаций, что снижает конкурентоспособность его продукции на внешних рынках. По данным Минтранса Красноярского края, в черной металлургии, лесной, угольной и химической промышленности половина от себестоимости продукции – расходы на транспорт.

Красноярская агломерация с основными транспортными направлениями
Красноярская агломерация с основными транспортными направлениями

Главное транспортное направление – железнодорожный «Транссиб», по которому транспортируется до 80% всех грузов. Как отмечают в краевом Минтрансе, развитие экспорта продукции тормозят недостаточно оснащенная инфраструктура морских портов и пограничных переходов. Также не хватает таможенных постов, что приводит к увеличению сроков оформления экспортных грузов.

У региона огромный потенциал: через него может проходить в разы больше внутрирегиональных, межрегиональных и международных перевозок, если создать соответствующую инфраструктуру, считает автор проекта аэротрополиса Евгений Савинов. С января по май этого года только аэропорт «Емельяново» отправил 1411 грузовых рейсов, что в полтора раза больше, чем за весь 2019-й год. Всего в прошлом году грузооборот аэропорта составил менее 26 тыс. тонн, а с появлением хаба может достичь 800 тыс. тонн, заявлено в проекте.

Важным преимуществом Красноярского хаба станет его мультимодальность - возможность перетранспортировки груза на все возможные вида транспорта (железную дорогу, речной и воздушный транспорт, автомобиль подчеркивает операционный директор ПЭК Илья Бартош.

По его словам, реализация проекта позволит нарастить грузооборот в регионе более чем на 30%, в основном, за счет развития автомобильных и авиаперевозок. Благодаря появлению в Сибири новой логистической инфраструктуры увеличатся поставки товаров из стран АТР, а также объем экспорта региона в Китай и страны Азии.

Сама концепция аэротрополиса не нова (подробно можно почитать тут), но если коротко – это городская инфраструктура вокруг аэропорта. Всего их в мире их более 20. Как правило, он состоит из сервисов, связанных с обеспечением грузопотоков, и городской инфраструктуры – офисов, гостиниц, жилья и производственных помещений. Самый известный и крупный аэротрополис в мире – международный аэропорт Дубаи, российский пример – Домодедово.

Основу хаба будут составлять два красноярских аэропорта – международный «Емельяново» и местный «Черемшанка». Для этого в «Емельяново» нужно построить дополнительные рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы. Но раньше, по словам Евгения, в Красноярском крае было 30 действующих аэропортов, а сейчас осталось только 10, остальные закрылись по экономическим причинам. По задумке, желательно восстановить их все и на это понадобится около 55,5 млрд рублей, срок окупаемости – 10-15 лет. К слову, сейчас в аэропорту «Емельяново» обустраивает свой хаб «Аэрофлот». Там запускаются пассажирские маршруты с соседними городами, а также в Китай и Юго-Восточную Азию.

Строительство нужных для аэротрополиса дорожных объектов уже запланировано. В первую очередь это утвержденная железная дорога «Кызыл-Курагино» с перспективой выхода к государственной границе, и далее - через Монголию к Урумчи и Новому шелковому пути. Уже началось строительство моста через Енисей в Нижнем Приангарье. Что касается речного транспорта, по плану в проекте «Аэротрополиса» 15 новых причалов на реке Енисей вблизи Красноярской агломерации.

С 2019 года на территории Красноярского края, республик Тыва и Хакасия разрабатывается комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». В него входит 32 подпроекта в области энергетики, добычи переработки полезных ископаемых, агропромышленности и транспорта с общей заявленной стоимостью более 1,9 трлн рублей. По оптимистичным прогнозам, к 2027 году оборот малого и среднего бизнеса в регионах вырастет на 270%. Тогда, по мнению автора проекта аэротрополиса, региону понадобится мощная транспортная инфраструктура для перемещения промышленных грузов. «Только 10% грузопотока компании Alibaba способны кратно увеличит пропускную способность грузов через аэропорты», – рассуждает Евгений Савинов.

Возможные направления грузопотоков из Красноярской агломерации
Возможные направления грузопотоков из Красноярской агломерации

Считаем, что на этом этапе сложно оценить окупаемость и экономическую целесообразность проекта «Аэротрополис», но он может стать хорошей основой для дискуссии. Очевидно, что для развития территорий Сибири, Алтая и Дальнего Востока необходимо искать новые точки роста, ведь регионы имеют колоссальный транзитный потенциал с точки зрения развития юго-восточного торгового вектора России.

2. Проект стажировки иностранных технических специалистов на предприятиях России.

По сути, речь идет о новом механизме продвижения российской продукции на экспорт. Идея в том, что государство будет субсидировать предприятиям стажировки зарубежных специалистов, которые потом будут выступать как «агенты влияния» в своих странах и лоббировать покупку российских товаров.

Как рассказал идеолог проекта Николай Шапилов, речь прежде всего о высокотехнологичных производствах с экспортным потенциалом: энергетическое машиностроение, судостроение, авиастроение и другое. А начать сотрудничество легче всего будет с развивающимися континентами: Африкой, Латинской Америкой, Юго-Восточной Азией, а также со странами СНГ. По словам автора, это рабочий инструмент поддержки экспорта с соответствующим ресурсным обеспечением, его используют в том числе ведущие мировые экспортеры: Евросоюз, США и Китай.

Поддержка может идти как от государства, так и от частных компаний, однако инициатором мер должно стать именно правительство.

Предложенный механизм – одна из форм «мягкого протекционизма», механизм не новый (в СССР уже было подобное), но достаточно эффективный. Например, в США с начала 90-х годов действует программа SABIT (The Special American BusinessInternship Training), которая изначально создавалась для налаживания связей со странами постсоветского пространства. Стажеров набирают по строго определенным направлениям: ИТ, медицина, виноделие, агропром, энергетика, строительство. Причем, перечень ежегодно меняется.

Судостроение, машиностроение и энергетика – отрасли с наибольшим экспортным потенциалом.
Судостроение, машиностроение и энергетика – отрасли с наибольшим экспортным потенциалом.

Проекту не хватает детально прописанного плана действий: как организовать обучение, как выбирать предприятия и так далее. Очень важно изучить международный опыт и барьеры, которые мешают российским продавцам за рубежом. Также рекомендуем продумать механизм поддержки: возможно, вместо субсидирования отдельных видов затрат целесообразнее софинансировать проекты компаний, которые могут включать комплекс мер по продвижению продукции.

Кроме того, возможно такие меры поддержки экспорта будут полезны не столько крупным промышленным предприятиям, сколько малому и среднему бизнесу.

3. Проект площадки «Россия-ЭКСПО Онлайн» для организации онлайн-выставок товаров из России.

Проект актуален именно сейчас, когда из-за пандемии стало невозможно проводить выставки продукции на экспорт в режиме офлайн. Идея состоит в том, чтобы сделать единую онлайн-платформу, на которой можно было бы организовывать конференции и привлекать зарубежных заказчиков.

В качестве прототипа платформы автор проекта Максим Черешнев предлагает использовать сайт https://russiaexpo.org - совместный проект Совета по развитию внешней торговли (председателем правления которого и является Максим Черешнев) и первого в России виртуального выставочного центра Expocenter.digital. Чтобы сайт смог стать масштабной общероссийской выставочной платформой, нужно развивать и адаптировать для большего числа участников.

-4

Организаторы уверены, что в ближайшее время традиционный формат выставок не восстановится, а большие собрания офлайн будут только по исключительным случаям. В то время как онлайн-мероприятия уже собирают десятки тысяч участников: это дешевле, проще, а хорошо продуманные площадки дают возможность даже для нетворкинга.

«Команда Expocenter.digital может на заказ сделать для выставки 3D-модель, например, станка. Это будет дороже, чем просто разместить фото с характеристиками, но ощутимо дешевле, чем однократное перемещение этого-же станка на офлайновую выставку. Например, средний стенд с 3D-визуализацией будет стоить около 150 тыс. рублей, и он не одноразовый – его можно использовать постоянно», — рассказывает Максим Черешнев.

По его словам, в таком формате успешно работают выставки в Азии. Например, Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, Гонконгская электронная площадка.

От участия в конкурсе авторы проекта ждут в первую очередь поддержки правительства и принятия решения о том, что стране нужна единая выставочная онлайн-площадка. А привлекать участников и экспонентов на площадку в том числе благодаря поддержке Совета по развитию внешней торговли и Агентства стратегических инициатив, считает Максим. Финансы на поддержку экспортной торговли уже выделяются, и, если конкурс привлечет внимание к проекту, часть из них могла бы быть направлена на развитие площадки «Россия-ЭКСПО Онлайн», предполагает он. Работой над проектом могут совместно заниматься команды Russiaexpo.org и Expocenter.digital.

Авторы проекта уверены, что онлайн-формат подходит практически для всех отраслей, но в условиях неопределённости оценить, насколько он сможет конкурировать с обычными выставками, сложно. Считаем, что такой проект был бы полезен в первую очередь для начинающих экспортеров, потому что можно с меньшими затратами проверить востребованность своей продукции на рынке.