Какие российские технологии находят свое место за границей
Российские программисты и инженеры известны во всем мире. Евгений Касперский («Лаборатория Касперского»), Сергей Брин (Google), Павел Дуров (Telegram), Сергей Белоусов (Acronis, Parallels), Николай Сторонский (Revolut) и другие создали продукты, которыми пользуются миллионы людей. Но при этом машины, оборудование и аппаратура – лидеры по импорту в Россию, на их долю приходится почти 45% всех закупаемых за рубежом товаров (данные за 2018 год). Доля импортной электроники на российском рынке составляет от 80 до 90%. То же касается и микроэлектроники: доля отечественной продукции на рынке, по оценкам вице-премьера РФ Дмитрий Чернышенко, не превышает 10%. В 2018 году в Россию было ввезено продукции на $2,4 млрд, в основном – из Китая, Тайваня, Малайзии и США, посчитали в РБК. Это 1% от общего импорта зарубежных товаров в Россию.
Правительство России стремится переломить эту ситуацию. В начале года оно утвердило Стратегию развития электронной промышленности-2030, согласно которой доля российской электронной продукции в общем объеме внутреннего рынка должна составить 59,1%, а объем экспорта электронной продукции – $12,02 млрд. Сегодня доля электронной промышленности в ВВП страны составляет 1,8%, но к 2030 году ожидается рост до 3,8%.
«Лет 25 назад мы начали терять, к сожалению, все наши возможности по производству больших интегральных микросхем. На сегодняшний день в мировом экспорте мы занимаем 1 процент и обеспечиваем себя изделиями микроэлектроники, которые созданы в Российской Федерации, только на 41 процент. Даже для своих нужд», – цитирует Российская газета премьер-министра РФ Михаила Мишустина. На развитие экспорта электроники предлагается выделить 142 млрд руб за 2 года, а общие инвестиции в связанные с микроэлектроникой отрасли составят около 266 млрд руб. до 2024 года.
А как восполнить экспортный потенциал предлагает бизнес? Среди проектов, отправленных нам на оценку в рамках конкурса «Сильные идеи для нового времени», тоже было немало инициатив по развитию рынка электроники и программного обеспечения. Здесь мы расскажем, как можно организовать легкий доступ иностранным заказчикам к российской продукции, какую цифровую экосистему для обмена опытом можно создать и как правильно «выращивать» технологические стартапы.
Международная площадка для заказа услуг по производству электроники – первый проект, который мы выбрали по этой теме. Он в лидерах рейтинга платформы Агенства стратегических инициатив – организатора конкурса. Автор проекта Михаил Инженерский представил свой маркетплейс PCBHubs.com, к которому подключены, по его словам, многие крупные фабрики мира, занимающиеся производством электроники.
«После разработки электронного устройства у конструкторов возникает вопрос, где его производить и какова стоимость производства. Сервис PCBHubs.com отвечает разработчикам электроники на этот вопрос», – рассказывает создатель. Это означает, что каждый изобретатель может зайти на сайт, задать параметры будущего продукта (дизайн печатной платы, ее ширина, материал, монтаж компонентов, если необходим, количество образцов, страна производства), а система предложит ему список фабрик с уже рассчитанной стоимостью изготовления. Конструктор может или сразу оформить заказ, или создать тендер на производство.
Сейчас сервис зарегистрирован в Калифорнии, но Михаил Инженерский намерен адаптировать его и для российских фабрик – для этого проект и был представлен на конкурсе. «Данная система может быть также локализована исключительно для российского рынка (только российские исполнители работ) и играть важную роль в вопросах импортозамещения», – поясняет он. Кроме того, планируется ввести автоматический просчет стоимости компонентов (сейчас фабрики считают вручную), перенос всех финансовых операций внутрь системы, а также подключение к ней производителей литьевых форм, чтобы через один сервис можно было сделать заказ не только на производство платы, но и пластмассовых деталей изделия.
Сам по себе формат подобного маркетплейса – идея не новая и за рубежом аналогичные сервисы уже существуют. В России рынок контрактного производства электроники тоже растет: в 2019 году он вырос на 26% и составил около $300 млн или 20 млрд руб. Поэтому инициатива, которая простимулирует местное производство, безусловно, интересная. Другой вопрос – по всем ли технологиям и оборудованию есть российские провайдеры услуг для контрактного производства. Чтобы платформа действительно работала, она должна предлагать заказчику несколько вариантов работы даже в условиях ограниченных рынков. Проект может быть интересен, если авторы решат эту главную задачу.
Еще один проект – всемирный виртуальный технопарк электроники и программного обеспечения KALINKA. Задумка очень масштабная – это должна быть экосистема связанных друг с другом цифровых платформ, где ИТ-компании и отдельные специалисты со всего мира могли бы находить клиентов, партнеров, сотрудников и обмениваться знаниями. У KALINKA есть прототип – американская UpWork. Это глобальная площадка по поиску работы для ИТ-специалистов, которая также предлагает ряд программных продуктов для работодателей. Компания на рынке с 2015 года, её выручка за 2019 год – $550 млн, прибыль – $80 млн.
Однако, по задумке авторов, функционал KALINKA шире – это и аналог отраслевой соцсети, и портала по поиску работы, и сервиса по поиску внешних и внутренних заказов, а также системы быстрых платежей.
Проект предполагает объединение нескольких составляющих в форме технопарка, но виртуального, без необходимости для резидентов физически присутствовать в соседних офисах. Его элементы:
• Информационная гиперплатформа KALINKA.WORLD
• Платформа заказной разработки ПО KALINKA.SOFT;
• Платформа заказной разработки электроники KALINKA.HARD;
• Платформа контрактного производства электроники KALINKA.EMS.
Создавать все эти площадки планируется с помощью российских разработчиков, на это понадобится, по оценкам авторов проекта, около 7 млрд. руб (до выхода на самоокупаемость), источник финансирования – государственно-частное партнерство.
«Ожидается, что долю бюджетных инвестиций можно будет существенно снизить за счет того, что российские ИТ-компании (разработчики ПО) и производители ИКТ (поставщики российского вычислительного и телекоммуникационного оборудования) будут готовы инвестировать в проект собственные ресурсы при условии попадания в состав выгодоприобретателей от ее работы», – говорится в описании KALINKA.
Как утверждает Владислав Перевощиков, проект поддержали Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники, членом правления которой он и является, а также руководство всероссийской ИТ-ассоциации «Руссофт» и региональной ИТ-ассоциации BrainHorn. Однако о том, готовы ли их члены софинансировать проект, автор не упоминает.
«Если не получится быстро привлечь необходимые ресурсы внутри страны в полном объеме, нужно будет корректировать приоритеты проекта с учетом мнения иностранных государственно-частных соинвесторов», – говорит он.
Пилотный запуск проекта можно будет выполнить уже через год, а полный запуск – через 2,5-3 года, считают авторы.
Своей сверхзадачей они называют занять 5% мирового рынка электроники, 10% мирового рынка ИТ и 15% мирового рынка цифровых платформ. Более приземленные планы – с помощью единой платформы и принципа «одного окна» выровнять возможности крупных западных корпораций и небольших компаний по доступу к рынкам и кадрам. Кроме того, как сказано в проекте, «со стороны западных стран все чаще применяются механизмы нечестной конкуренции путем ограничений на допуск к новейшим технологиям», бороться с чем и предлагается с помощью площадки, созданной в России и российскими специалистами.
Кроме того, KALINKA сможет усилить научно-техническое, экономическое и геополитическое влияние России за счет экспорта технологий и совместных проектов с другими странами.
Полагаем, что экосистема сектора информационных и электронных технологий глобальная и очень сложная, поэтому до реализации проектов авторам нужно провести детальный анализ проблем рынка.
Отметим, что автор предыдущего проекта Михаил Инженерский уже предложил свою платформу в качестве основы для KALINKA.EMS.
Каждой глобальной цифровой экосистеме для работы нужны проекты, которые будут в этих системах представлены. А значит и компетентные специалисты с прикладными навыками. Поэтому третьим проектом, Третий проект в сфере электроники и ПО, о котором мы расскажем, будет – «Цифровой полигон» для акселерации технологических стартапов для выхода на глобальные рынки и экспорта услуг подготовки кадров.
Еще одна экосистема с международным профессиональным сообществом, но новые идеи на ней предполагается генерировать на базе чемпионата WorldSkills. Это международные соревнования по профессиональному мастерству, в данном случае в области ИТ, робототехники, программирования. В соревновании участвуют более 50 стран.
Концепция полигона означает, что на базе соревнований WorldSkills можно будет повышать квалификацию уже работающих с цифровыми технологиями сотрудников и создавать условия для их развития. Второе направление – формирование кадрового резерва для отрасли. Для этого практикующие эксперты будут отслеживать потребности рынка и готовить практических специалистов в горизонте 3-5 лет.
Стратегической задачей автор проекта Григорий Школьников ставит генерацию технологических команд международного уровня, которые смогли бы создавать наукоёмкие продукты, востребованные для экспорта. А участие в соревнованиях WorldSkills поможет им стать заметными за рубежом, считает он. При этом эксперты WorldSkills будут прорабатывать для каждого проекта индивидуальную программу роста и выхода на глобальные рынки. К этой работе автор рассчитывает привлечь в том числе и глобальных акселераторов, таких как Y, Skolkovo, Generation S. Чтобы готовить специалистов в условиях, приближенных к реальным, на цифровом полигоне с помощью интеллектуальной трехмерной симуляции будут созданы двойники реальных производственных участков.
Григорий Школьников полагает, что обучать специалистов работе «с цифрой» необходимо уже сейчас, потому что автоматизация и роботизация бизнеса в будущем будут «высвобождать» персонал, который не овладел новыми навыками. Для бизнеса полигон станет витриной, где можно будет познакомиться с новыми технологиями и тем, как они могут быть применены на практике. Начинающим стартаперам такой полигон поможет составить представление о том, как работает рынок технологий. По мнению авторов проекта, сейчас он не прозрачен, большинство инвестиций осуществляется закрыто, когда ни инвестор, ни команда стартапа стараются не афишировать информацию о сделке. Поэтому для многих начинающих стартаперов становится настоящей проблемой сбор информации о действующих на рынке инвесторах, принципах выбора проекта и сферах работы.
Однако, на мировом рынке уже существуют технологические маркетплейсы для решения схожих задач, например, Innovation Management. Авторам этого проекта будет непросто создать глобальную и эффективную площадку и привлечь на нее аудиторию без детального плана развития и явных конкурентных преимуществ.
Наличие описанных проектов – очень позитивный сигнал для российского технологического рынка. Он означает, что его участники стараются мыслить системно, создавать продукты не только для локального, но и для мирового рынка, а главное – осознают необходимость постоянного дополнительного обучения и обмена опытом, чтобы быть конкурентоспособными в глобальном масштабе.