Сегодня мы с вами рассмотрим архивные документы о советском тяжелом танке ИС-2. Документов по этому танку в архивах достаточно, особенно по тактике, их мы рассмотрим далее, но в данной статье мы затронем именно отзывы танкистов, с чем сталкивались экипажи в ходе эксплуатации, что нравилось, а что нет, в общем обо всем по порядку. Источником для написания статьи послужил архивный документ «Заключение о боевых и технических качествах артиллерийских самоходов ИСУ-122 и танков ИС-122» от 15.03.1945 (ЦАМО, Ф.315, О.4440, Д.730).
Тяжелый танк ИС-2 был мощным средством борьбы с танками и укреплениями противника, немецкие танкисты боялись его и при появлении спешно ретировались. При этом танк требовал присутствия рядом с собой всестороннего прикрытия и поддержки, при выполнении боевых задач на открытой или лесисто-болотистой местности, рядом с ИС-2 обязательно шли средние танки и пехота, а в крупных наступательных операциях при прорыве укрепрайона атаку ИС-2 поддерживала и штурмовая авиация. Экипажи, зная мощь своего оружия и брони, все равно свои машины не считали неуязвимыми, использовали их осторожно, на рожон старались не лезть, ведь «Ахиллесова пята» есть у любого, даже у очень мощного и стойкого, танка. Танкисты отмечали, что маневренность и проходимость ИС-2 хорошая, для своего класса машин, там, где мог пройти Т-34, мог и ИС-2, разве что смещенный в носовую часть центр тяжести на труднопроходимой местности способствовал зарыванию машины и посадки на днище, но об этом просто нужно было помнить и ошибок при вождении не допускать. Преодолеваемые препятствия соответствовали технической документации, по своим экспуатационным качествам и надежности механизмов танк был схож со средними танками.
Больше всего недостатков конструкции танка приходилось на плечи механика-водителя и самое главное, о чем стоит сказать, так это об отсутствии какого-либо люка для этого члена экипажа, в случае пожара в машине, весь находящийся в башне танка экипаж мог покинуть горящую машину только через один башенный люк, а мехводу приходилось вылезать из своего тесного места через боевое отделение в башню, но он сделать это, конечно же, не успевал. У мехвода был очень ограниченный обзор, имелось большое «мертвое пространство» перед танком, а в условиях ограниченной видимости обзор был вовсе ничтожным. Также, доставляла проблем работе мехводу и эргономика отделения управления, сидение и органы управления были расположены так, что ему приходилось сидеть полусогнутым, плюс ко всему еще и общая теснота отделения управления. При проведении ремонта доставлял неудобство затрудненный доступ к механизмам регулировки, особенно сервопривода, этот агрегат стоял под двигателем и в ходе эксплуатации часто засорялся, а промыть и смазать его было очень трудно, в итоге танк мог по технической неисправности встать прямо на поле боя.
Имелись вопросы по износостойкости деталей ходовой части, после 900-1000 км пробега двигатель был исправен, а вот части гусениц и элементы катков приходилось ремонтировать, менять детали на новые. При работе членов экипажа в башне также имелись трудности, наводчик с трудом мог вращать механизмы поворота башни, а у заряжающего была в прямом смысле тяжелая работа, заряжание 122-мм пушки было раздельным, обе части заряда были очень тяжелыми и их нужно было уместить в орудие сидя в не очень удобном положении, конечно же, все это снижало скорострельность орудия до 2-3 выстрелов в минуту, поэтому танки ИС-2 старались действовать парами и обязательно с прикрытием средних танков, один ИС делал выстрел по цели, а второй стоял на небольшом удалении и наблюдал, в случае попытки противника воспользоваться долгой перезарядкой орудия и осуществить маневр, уже второй открывал огонь. Имелись нарекания по бронестойкости машины, 88-мм пушки пробивали его броню с дистанции 1500-1800 метров при попадании бронебойного снаряда под башню, в борт и в район ходовой части, а подкалиберные снаряды орудий калибров 75-88-мм пробивали любые места корпуса с дистанции 200-1500 метров.
При попадании в броню танка фугасных снарядов или крупнокалиберных мин, ее участок с внутренней стороны крошился и осколками поражался экипаж. Тем не менее, документ указывает, что танк мог вступать в открытый бой с немецкими тяжелыми танками на дистанции 1000 метров и, как правило, из такого боя выходил победителем наш танк, при попадании 122-мм снаряда любой немецкий танк гарантированно уничтожался с огромными разрушениями корпуса. Основные потери ИС-2 приходились на ситуации, когда немецкие тяжелые танки били из засад с дистанции 200-400 метров, при этом от «Фаустпатронов» потерь было не много, ими, в основном, выводились из строя элементы ходовой части.
По данному обзору все. Позже напишу статью о тактике применения танков ИС-2 в боевых операциях, а также о том, с какими интересными моментами сталкивались экипажи в ходе боевых действий. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски.