Аяты Священного Корана, ниспосланные об Али (к.в.)
- Аяты Корана об имаме Али (а)
Некоторые аяты, ниспосланные о Достопочтенном Али
Согласно повествованию Ибн Аббаса, об Имаме Али было ниспослано всего вместе триста аятов[1].
1. Шейх Сулейман Балхи аль-Ханафи во второй главе своего труда «Йанаби’ аль-мавадда» приводит следующее предание через нескольких ученых:
Посланник Аллаха (САВ), собираясь по повелению Всевышнего совершить хиджру в Медину, вызвал к себе Повелителя Правоверных Али, чтобы сказать ему следующее:
«Завернись в зеленую хазрамитскую ткань, в которой я сплю по ночам, и ложись в мою постель».
Достопочтенный Али, чтобы многобожники, окружившие дом Посланника Аллаха, не поняли, что в постели лежит Али, поступил так, как ему указал Посланник Аллаха. Таким образом, Посланник Аллаха с легкостью ускользнул от многобожников.
Всевышний Аллах сказал Достопочтенному Джабраилу и Микаилу: «Я установил между вами братство. Определенно, жизнь одного из вас длиннее жизни другого. Готов ли каждый из вас подарить большую часть своей жизни другому?». Они ответили: «О Аллах! Это приказание или у нас есть выбор?». Всевышний сказал: «У вас есть выбор». Никто из них не согласился с тем, чтобы по своей воле отдать другому излишек своей жизни. В этот момент Аллах обратился к ним со следующим:
«Я установил братство между Моим другом Али и Моим пророком Мухаммадом. Али предпочел пожертвовать своей жизнью ради Пророка; чтобы защитить его, он лег в его постель. Спуститесь на землю и защитите его от зла врагов».
Ангелы тотчас же спустились на землю. Достопочтеннвй Джабраил сел у изголовья Али, а Достопочтенный Микаил сел у его ног. Затем Джабраил сказал:
«Поздравляем тебя, поздравляем тебя, о сын Абу Талиба. Аллах оказал тебе большую честь, предпочтя тебя перед нами».
В этот момент был ниспослан 207 аят суры «аль-Бакара», который звучит следующим образом:
«Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах — благоволящий к рабам»[2].
2. Аят взаимного проклятия (айат аль-мубахала).
После того, как Благороднейший Пророк (САВ) призвал христиан Наджрана к Исламу, в Медину приехали наиболее выдающиеся представители их ученых Саййид, Акиб, Джасилик, Алькама с группой более семидесяти человек и примерно триста последователями. В ходе нескольких диспутов, которые они провели с Посланником Аллаха (САВ), они потерпели поражение, услышав от него твердые и непоколебимые доводы. Поскольку доводы Посланника Аллаха (САВ) были взяты из книг, которыми они располагали сами и которым они доверяли. Посланник Аллаха, приведя аргументы из этих книг, доказал им свою правоту и разъяснил слова Достопочтенного Иисуса о признаках и чертах Пророка (САВ), а также его явлении. Христиане и так уже ждали явления этого пророка, о котором сообщил Достопочтенный Иисус. Согласно его словам, «Он (Пророк) появится верхом на верблюде из-за гор Фаран (находящихся в Мекке) и совершит переселение в место между ‘Ийром и ‘Ухудом (Медина)».
Доводы Посланника Аллаха (САВ) были настолько сильны, что им не оставалось ничего, кроме как смириться. Однако этому мешала лишь их любовь к положению и статусу.
Поскольку они не приняли Ислам, Посланник Аллаха, дабы отделить истину от лжи, по повелению Всевышнего, предложил им произнести молитву о взаимном проклятии (мубахала). Согласно преданию, Посланник Аллаха (САВ) зачитал им ниспосланный ему аят, призывавший их к взаимному проклятию:
«Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»[3].
Христиане приняли предложение Прока, но пожелали оставить это дело на следующий день. Пророк (САВ) дал им согласие. На следующий день все христиане вместе с семидесяти священнослужителями встали у входа в Медину и ожидали, что Посланник Аллаха (САВ) с целью запугать и устрашить их приведет с собой огромное сборище людей.
Вскоре городские ворота Медины раскрылись. Из-за них показались Посланник Аллаха, справа от него – некий молодой человек, слева – женщина с покрытой головой, впереди них шли два ребенка. Они присели возле дерева, возле которого стояли христиане. С ними больше никого не было.
Епископ, бывший самым сведущим из христиан, спросил у переводчиков: «Кто эти люди, пришедшие с Мухаммадом?». Переводчик сказал: «Этот молодой человек – его зять и двоюродный брат ‘Али б. Аби Талиб. Эта женщина – его дочь Фатима, а дети – его внуки, сыновья его дочери Хасан и Хусейн».
Завидев это, епископ сказал другим священникам: «Посмотрите, Мухаммад самоуверенно привел с собой самых близких людей, детей, подвергнув их великой опасности. Клянусь Богом, если бы он испытывал страх или сомнение, он бы не привел их и отказался от взаимного проклятия или хотя бы уберег от этого самых дорогих членов семьи. Призывать с ним друг на друга проклятие было бы ошибкой. Если бы не страх перед императором Рума (Византии), я уверовал бы в него. А раз так, примем его требования, заключим соглашение и вернемся в город…». Вся братия согласилась с епископом: «Ты говоришь верно».
После этого епископ сказал Посланнику Аллаха (САВ): «Мы не хотим призывать проклятие друг на друга, а желаем заключить договор». Посланник Аллаха (САВ) принял их предложение. После этого события Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Клянусь Аллахом, в чьей власти моя жизнь, над жителями Наджрана висела большая опасность и беда: если бы они решились на взаимное проклятие, они были бы обращены в свиней и обезьян. Вся долина наполнилась бы огнем; Всевышний уничтожил бы все население Наджрана».
В этом смысле Достопочтенный Али (да облагородит Аллах его лик!) был единственным и самым совершенным человеком, представлявшим Посланника Аллаха (САВ) при жизни и после его смерти; разумеется, степень пророчества является исключением[4].
3. От Ибн Аббаса приводят следующее:
Когда был ниспослан аят «воистину, ты — всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь» (сура «ар-Ра’д», аят 7), Достопочтенный Пророк сказал: «Я – увещеватель, а Али – наставник (хади). О Али, те, кто после меня будет искать наставления, найдут его в тебе»[5].
4. В толковании к аяту «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (сура «аль-Бакара», аят 185) через Имама Джа’фара ас-Садыка передается следующее:
«Под облегчением подразумевается Повелитель Правоверных Али б. Аби Талиб»[6].
5. Через Имама Ризуи его отцов передаются следующие слова Достопочтенного Али:
Аят «А опередившие опередивших будут приближены к Аллаху» (сура «аль-Ваки’а», аят 10) был ниспослан обо мне[7].
6. Через Имама Ризу и его отцов передаются следующие слова Посланника Аллаха (САВ):
Аят «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа» (сура «аль-Бакара», аят 274) был ниспослан о Достопочтенном Али[8].
7. Имам Мухаммад аль-Бакир говорит:
Аят «Притчей о тех, которые расходуют свое имущество, чтобы снискать довольство Аллаха и укрепить себя, является притча о саде на холме» (сура «аль-Бакара», аят 265) ниспослан о Достопочтенном Али[9].
8. В толковании к аяту «Они спешат вершить добрые дела и стараются превзойти в этом других» (сура «аль-Муминун», аят 61) от Имама Мухаммада аль-Бакира приводится следующее:
«Никто не смог превзойти Али б. Аби Талиба[10].
9. В толковании к аяту «…и праведный из верующих» (сура «ат-Тахрим, аят 4) от Посланника Аллаха (САВ) передается:
«Этим праведным верующим был Али б. Аби Талиб»[11].
10. Абу Басир передает от Имама Джа’фара ас-Садыка, что в толковании к аяту «нет сомнения в этой книге» (сура «аль-Бакара», аят 2) говорится следующее:
«Эта книга – это Али, и в нем нет сомнения. Он – наставление для богобоязненных»[12].
11. От Джабир аль-Джуфи передают следующее: «Я спросил у Имама Мухаммада аль-Бакира о значении слов Всевышнего «а кто отвращается от поминания (зикр) Господа своего, того введет Он в наказание тягостное» (сура «аль-Джинн», аят 17), на что он сказал: «Кто отвратится от Али, того постигнет тягостное наказание, а это очень тягостное наказание»[13].
12. От Джа’фара аль-Фарази передают следующее: «Я спросил у Имама Мухаммада аль-Бакира о толковании аята «Скажи: "Это - мой путь. Я призываю к Аллаху, обладая видением - я и те, кто за мной последовали» (сура «Йусуф», аят 108). Он сказал: «Под последовавшими за Посланником Аллаха имеется в виду Али б. Аби Талиб»[14].
13. ‘Абд ар-Рахман б. Кассир в толковании к аяту «и свидетелем, и тем, о ком он свидетельствует» (уа шахидин уа машхуд) (сура «аль-Бурудж», аят 3) приводит следующие слова Джа’фара ас-Садика:
«Под свидетелем и тем, о ком он свидетельствует, подразумеваются Пророк (САВ) и Али»[15].
14. Мухаммад б. Фудайль приводит следующие слова Абу-ль Хасана:
«В словах Всевышнего «И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость» (сура «ан-Ниса», аят 83) под «щедростью» (фадль) имеется ввиду Посланник Аллаха (САВ), а под милостью – Повелитель Правоверных Али»[16].
15. Имам Мухаммад аль-Бакир (РА) дал следующее толкование аяту «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (сура «ат-Тауба», аят 119): это значит «Будьте вместе с Али»[17].
16. Абу Хамза говорит, что когда Имама Мухаммада аль-Бакира попросили разъяснить смысл аята «Я увещаю вас только об одном» (сура «ас-Саба», аят 46), он сказал следующее:
«То есть, увещеваю вас только о вилаяте Имама Али. В этом аяте Всевышний под «единственным увещеванием» имеет ввиду вилаят»[18].
17. Али б. Ибрахим передает от своего отца, который передает от Ибн ‘Умайра, который передает от Сумайи, что Имам Джа’фар ас-Садык разъяснил аят «Будьте верны моему завету» (сура «аль-Бакара», аят 40) следующим образом:
«Исполняйте мой завет с помощью вилаята Повелителя Правоверных (приняв его и соблюдая его условия). Тогда и Я буду соблюдать завет с вами»[19].
18. От Имама Мусы аль-Казима передают следующее:
Аят «Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц» (сура «аль-Фатх», аят 29) был ниспослан об Али б. Аби Талибе[20].
19. Абу Басир приводит следующие слова Имама Мухаммада аль-Бакира об аяте «Делайте добро родителям» (сура «ан-Ниса», аят 36):
«Одним родителем является Посланник Аллаха (САВ), а другим – Али»[21].
20. От Имама Мухаммада аль-Бакира передают следующее:
В аяте «Всевышний Аллах под словами «Поистине, религия пред Аллахом – ислам (смирение)» (сура «Ал-и ‘Имран», аят 19) подразумевается смирение перед вилаятом Али б. Аби Талиба[22].
21. Все суннитские источники и источники Ахль аль-Бейт единогласны в том, что нижеприведенные аяты суры «аль-Инсан» («Человек») были ниспосланы о Достопочтенном Али, Достопочтенной Фатиме, Достопочтенных Хасане и Хусейне, а также их слуге по имени Физза.
«Ведь праведники пьют из сосуда, смесь в котором с кафуром.
с источником, откуда пьют рабы божии, заставляя литься его течением.
Эти рабы исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается.
Они с любовью кормят едой бедняка, сироту и пленника:
"Мы ведь кормим вас ради довольства Аллаха; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности! Мы ведь боимся от нашего Господа дня мрачного, грозного".
И Аллах избавит их от зла этого дня и даст встретить им блеск и радость.
И вознаградит их за то, что они вытерпели, райским садом и шелковыми одеждами»[23].
22. Хасан б. Зайд приводит следующие слова от своего отца Зайда б. Хасана, который приводит их от своего деда:
«Я слышал, что ‘Аммар б. Йасир сказал: «Когда Достопочтенный Али б. Аби Талиб во время дополнительной молитвы (салят аль-мустахаб) был в состоянии поясного поклона (руку’), к нему подошел нуждающийся и попросил о помощи. Достопочтенный Али снял со своего пальца перстень и протянул его просящему. Этот человек пришел к Посланнику Аллаха и рассказал ему о случившемся. В этот момент на Посланника Аллаха (САВ) снизошел аят «Ваш покровитель - только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются. И кто берет покровителем Аллаха и Его посланника и тех, которые уверовали... ведь партия Аллаха - они победят»[24].
Посланник Аллаха сказал: «Для кого я являюсь покровителем (мауля), несомненно, для него является покровителем и Али. О Аллах! Полюби того, кто любит Али, и будь врагом тому, кто с ним враждует»[25].
23. Имам ар-Рида в толковании к аятам «О чем они расспрашивают друг друга? О вести великой, относительно которой они разногласны»[26] приводит следующие слова Повелителя Правоверных Достопочтенного Али:
«У Аллаха нет более великой вести, чем я. У Аллаха нет более великого знамения (айат), чем я. Предыдущие общины, говорившие на самых разных языках, не достигли моей благости»[27].
Относительно этого благородного аята Посланник Аллаха сказал: «Упомянутой в Коране великой вестью является Али»[28].
24. От Абу Хамзы ас-Сумали передают следующее: когда он спросил Имама Джа’фара ас-Садыка о толковании аята «И это - Моя дорога прямая; следуйте же по ней» (сура «аль-Ан’ам», аят 153), на что он ответил:
«Клянусь Аллахом, Али – это и мера (мизан), и путь (сират)…»[29].
25. Посланник Аллаха (САВ) сказал следующее:
«Когда настанет Судный день, Всевышний Аллах прикажет двум ангелам сесть на мосту Сират. Таким образом, у кого не будет свидетельства от Али б. Аби Талиба, тот не сможет пройти по этому мосту. У кого не окажется этого свидетельства, того Аллах бросит лицом в ад. Именно это и имел в виду Всевышний Аллах в аяте «и остановите, - они ведь будут спрошены» (сура «ас-Саффат», аят 24)»[30].
26. В другом хадисе с достоверной цепочкой передатчиков Абу Басир в толковании к аяту «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (сура «ан-Ниса», аят 59) передает от Имама Мухаммада аль-Бакира:
«Обладателями власти до Судного дня будут имамы из числа потомков Али и Фатимы»[31].
27. Джабир б. Джуфи передает услышанное им от Джабира б. ‘Абд Аллаха аль-Ансари:
«Когда Всевышний Аллах (Велик Он и Славен) ниспослал аят «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас», Пророка Мухаммада спросили: «О Посланник Аллаха! Мы знаем Аллаха и Пророка. Но кто же те обладатели власти, которым мы должны повиноваться, как повинуемся Аллаху и тебе?».
Благороднейший Пророк сказал: «Это мои наместники и предводители (имамы) мусульман, которые придут после меня, о Джабир! Первым будет Али б. Аби Талиб, затем Хасан, затем Хусейн, затем Али б. Хусейн, затем Мухаммад б. Али, упомянутый в Торе (ат-Таурат) под именем «аль-Бакир». О Джабир, ты увидишь его. Когда ты его увидишь, ты поприветствуешь его от моего имени. Затем будет Джа’фар б. Мухаммад ас-Садык, затем Мусса б. Джа’фар, затем Али б. Муса, затем Мухаммад б. Али, затем Али б. Мухаммад, затем Хасан б. Али, а самым последним будет сын Хасана б. Али, знамение Аллаха на земле (Худжат Аллах) и последний из рабов Аллаха, который будет оставлен живым (Бакийат Аллах), который будет носить мое имя и мою кунию (составная часть арабского имени, даваемая по имени сына или дочери и употребляемая в качестве прозвища – прим. пер.). Его положение будет таково, что Аллах завоюет его руками все земли на востоке и на западе. Он будет скрыт от взоров людей. Это будет такой период сокрытия, во время которого никто не может быть твердым последователем его имамата кроме тех, чьи сердца Аллах испытал на прочность веры…»[32].
28. Имам Са’лаби в своем тафсире «Кашф аль-Баян» в комментарии к аяту «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (сура «ат-Тауба», аят 120); Джалал ад-Дин ас-Суюти в «Дурр аль-Мансур» со ссылкой на Ибн Аббаса; Хафиз Абу Са’д ‘Абд аль-Малик б. Мухаммад; Харгуши в «Шараф аль-Мустафа» со ссылкой на аль-Асма’и; Хафиз Абу Ну’айм аль-Исфахани в «Хилйат аль-аулийа» сообщают, что Посланник Аллаха (САВ) сказал:
«В этом аяте под правдивыми имеется в виду Али».
Также и Шейх Сулейман аль-Ханафи в 39 главе «Йанаби’ аль-мавадда» на 119 странице приводит следующие слова Ибн Аббаса, имеющие отношение к этому аяту:
«В это аяте под правдивыми понимаются Достопочтенный Мухаммад и члены его семейства».
29. Приводится, что Ибн Аббас и Муджахид в толковании к благородному аяту «тот, кто явился с истиной, и тот, кто признал ее, — они и есть благочестивые» (сура «аз-Зуммар», аят 33) сказали следующее:
«Под теми, кто явился с истиной, подразумевается Достопочтенный Мухаммад (САВ), а под тем, кто ее признал – Али б. Аби Талиб»[33].
30. Сообщается, что благородный аят «А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников, - они праведники и исповедники у их Господа; им - награда их и свет их» (сура «аль-Хадид», аят 19) был ниспослан о Достопочтенном Али[34].
31. Аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» (сура «аль-Маида», аят 3) был ниспослан о вилаяте Достопочтенного Али после Прощального хаджа в момент произнесения проповеди в местечке Гадир Хум. Это подтверждается достоверными преданиями. Вот некоторые из передатчиков связанных с этим хадисом: достопочтенный Али, ‘Абд Аллах б. ‘Аббас, Абу Саид аль-Худри, Барра б. Азиб, Зайд б. Аркам, Салман аль-Фарси, Абу Зар аль-Гифари, ‘Аммар б. Йасир, Микдад б. аль-Асвад и Абу Хурайра.
К тому же, об этом сообщается: «Посланник Аллаха (САВ) собрал людей в Гадир Хуме и призвал их к повиновению перед Али б. Аби Талибом. Затем он взял Али за руку и поднял руки на столько, что из-под них уже стали белеть подмышки». Затем он сказал: «Кому я опекун, тому опекун Али. О Аллах, полюби того, кто любит его. Будь врагом тому, кто враждует с ним. Помоги тем, кто помогал ему, а тех, кто не помогал ему и забыл его, оставь и его самого в одиночестве».
Люди еще не успели разойтись, как был ниспослан аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». По этому поводу Посланник Аллаха сказал: «Велик Аллах! Религия подошла к завершению. Милость закончена. Аллах удовольствовался моим пророчеством и вилаятом Али»[35].
32. В толковании аята «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (имам мубин)» (сура «аль-Йасин», аят 12) Имам Джа’фар ас-Садык предает через своего отца и деда (Достопочтенного Имама Хусейна): когда был ниспослан аят «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве», Абу Бакр и Умар спросили Посланника Аллаха (САВ):
«О Посланник Аллаха! Это руководство (имам), упомянутое в Коране – это Тора (ат-Таурат), Евангелие (аль-Инджиль), Псалмы (аз-Забур) или Коран?». Посланник Аллаха сказал: «Нет». В этот момент к Пророку подошел Достопочтенный Али. Тогда Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Вот оно – руководство, в котором Аллах подсчитал знание о каждой вещи»[36].
33. Сура «Ар-Ра’д», аят 7:
‘Абдаллах б. Аббас сказал: «Когда был ниспослан аят «Но, воистину, ты — всего лишь увещеватель (о наказании Аллаха), и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь (хади)»[37], Посланник Аллаха (САВ) приложил свою руку к груди и сказал: «Я увещеватель о наказании Аллаха, и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь».
А затем положил руку на плечо сидевшего рядом Али, сказав следующее: «О Али, а ты есть тот, кто наставляет на прямой путь. Те, кто после меня будут наставлены на прямой путь, обретут это наставление только с тобой»[38].
Согласно повествованию от имени Абдаллаха б. Аббаса: «Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Я увещеватель этого народа о наказании Аллаха, а Али – тот, кто наставит этот народ на прямой путь. О Али, те, кто захотят обрести наставление, обретут его только с тобой»[39].
34. Сура «Аль-Ахзаб», аят 25.
Абдаллах б. Мас’уд передает следующее повествование об аяте «В сражении верующим было достаточно Аллаха»[40]:
Абдаллах б. Мас’уд толковал этот аят следующим образом: «В сражении верующим было достаточно Аллаха благодаря Али»[41].
Об этом же аяте в труде Имама ас-Суюти «Ад-Дурр аль-мансур» говорится, что он был ниспослан об Али[42].
35. Сура «аль-Бакара», аят 207.
Ибн аль-Асир[43]приводит следующее об аяте «Среди людей есть и такие, которые жертвуют своими душами, желая заслужить благоволение Аллаха»[44]:
Посланник Аллаха (САВ), совершая переселение (хиджру) из Медины, оставил вместо себя Али б. Аби Талиба. Отправляясь в путь, он сказал Достопочтенному Али (АС):
«Завернись в зеленую материю, и если Аллаху будет угодно, эти люди не причинят тебе никакого вреда».
Имам Али (АС), сознававший всю серьезность положения, все же лег в постель Посланника Аллаха (САВ). В этот момент Всевышний внушил следующее откровение Джабраилу и Микаилу:
«Я установил между вами братские отношения. Если Я укорочу жизнь одного из вас за счет жизни другого, то кто из вас будет готов пожертвовать жизнью ради своего брата?».
Оба они предпочли сохранить свои жизни. Всевышний Аллах внушил им откровение: «Почему вы не поступили подобно Али б. Аби Талибу? Я установил братские узы между ним и Посланником Аллаха (САВ); Али, зная об ожидавшей его угрозе, не колеблясь лег в постель своего брата. Принеся в жертву свою душу ради брата, он положил свою жизнь на его пути. Спускайтесь тотчас же на землю и спасите Али от вражеских козней!».
Оба тотчас спустились на землю, и Джабраил (АС) встал у изголовья Али (АС), а Микаил – у его ног. Посмотрев на Достопочтенного Али, Джабраил (АС) сказал:
«О Али б. Аби Талиб (АС), возрадуйся и будь благословенен. Кто же еще может быть подобен тебе? Ведь Аллаха похваляется тобой перед своими ангелами».
После этого случая, когда Пророк находился в пути по направлению к Медине, был ниспослан аят: «Среди людей есть и такие, которые жертвуют своими душами, желая заслужить благоволение Аллаха»[45].
36. Сура «Аль-Бакара», аят 274.
Абдаллах б. Аббас передает следующее повествование о благородном аяте «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»[46]:
«Этот благородный аят был ниспослан об Али б. Аби Талибе. К тому же, у Али было четыре дирхема, один из которых он расходовал на милостыню ночью, другой – днем, один – тайно, а другой – явно».[47]
Великий толкователь Корана Ан-Насафи и знаток хадисов Ас-Суюти в своих трудах приводили доводы в пользу того, что этот благородный аят был ниспослан об Али, ссылаясь на повествования сподвижников Пророка (САВ)[48].
37. Сура «Аль-Маида», аят 55.
Согласно преданию от Абдаллаха б. Салама, он сказал:
«Однажды Билаль произнес призыв (азан) на полуденную молитву (зухр), и люди, собравшись, стали читать намаз. Когда одни из них были в положении поясного поклона (руку’), а другие – в земном поклоне (саджда), в мечеть вошел какой-то нищий и попросил что-то. Тогда Достопочтенный Али (АС), находившийся в поясном поклоне, дал ему свой перстень. Нищий рассказал об этом Посланнику Аллаха (САВ). После этого Посланник Аллаха (САВ) прочитал 55 аят суры «Аль-Маида»: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят в состоянии руку»[49].
Великий ученый Аль-Вахиди в своем труде «Асбаб ан-нузуль»[50], сообщив о том, что аят 55 суры «аль-Маида» был ниспослан о Достопочтенном Али (АС), в толковании к этому аяту пишет в продолжение вышеизложенного события: «Нищий указал рукой на Али б. Аби Талиба, сказав, что именно этот человек дал ему перстень.
После этого Посланник Аллаха засвидетельствовал величие Аллаха и прочитал этот аят: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями»[51].
38. Сура «Худ», аят 17.
Великий толкователь Корана (муфассир) Ат-Табари приводит следующее об аяте 17 суры «Худ»:
«Однажды Имам Али обратился к людям со следующими словами:
«Воистину о каждом курайшите ниспослан один или два аята».
Один из людей встал и спросил:
«О Али, какой же аят ниспослан о тебе?».
Имам Али ответил на это:
«Не читал ли ты аят суры «Худ». В нем говорится: «Тот, кто опирается на ясное доказательство твоего Господа – это Посланник Аллаха (САВ), а свидетель, следующий за ним – это Имам Али»[52].
Знаток хадисов (мухаддис) Ас-Суюти также пишет об аяте 17 суры «Худ»:
В словах Аллаха «тот, кто опирается на ясное доказательство от своего Господа, за которым следует свидетель от Него» имеется в виду Посланник Аллаха (САВ), а свидетель, который следует за ним – это Имам Али (АС)»[53].
39. Сура «Аль-Маида», аят 67.
Аль-Вахиди в труде «Асбаб ан-нузуль» пишет об аяте 67 суры «Аль-Маида»:
«Благородный аят «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания» был ниспослан в день Гадир Хум об Али б. Аби Талибе[54].
Подобное же предание имеется в работе Аш-Шаукани[55].
40. Сура «Аль-Маида», аят 3:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам».
От Абу Хурайры передают: «В день Гадир Хум, восемнадцотого числа месяца зу-ль хиджа, Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Для кого я покровитель (мауля), тому покровитель и Али», а затем был ниспослан этот аят».
41. Сура «Аль-Ахзаб», аят 25.
«В сражении верующим было достаточно Аллаха».
Как сообщил великий знаток хадисов Ас-Суюти, Абдаллах б. Мас’уд говорил о том, что во времена Посланника Аллаха (САВ), этот аят читался следующим образом: «В сражении верующим было достаточно Аллаха благодаря Али».
К тому же, в битве у Рва, когда знаменитый богатырь многобожников Амр б. Абдувад вызвал одного из воинов мусульман на бой, никто не осмелился выйти и сразиться с ним, тогда едва возмужавший молодой Имам Али (АС), попросив разрешения у Посланника Аллаха (САВ), вступил в бой и избавил Ислам от злодеяний этого неверного. Этот благородный аят был ниспослан после этого события[56].
42. Сура «Ат-Тахрим», аят 4.
«Знайте, что его (Пророка) покровитель — Аллах, а также Джабраил, праведники из верующих и сверх того — ангелы».
Ас-Суюти в «Дурр аль-мансур» приводит слова Посланника Аллаха (САВ) об этом аяте: «Праведником из числа верующих является Али б. Аби Талиб»[57].
43. Сура «Ас-Сафат», аят 24.
«Остановите их, ведь они будут спрошены».
Йа’куби писал следующее об этом благородном аяте:
«Посланник Аллаха (САВ) сказал по поводу этого аята: «Остановите их, ведь они будут спрошены о вилаяте Имама Али и Ахль аль-Бейт»[58].
44. Сура «Аль-Баййина», аят 6.
«Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые деяния, они — наилучшие из созданий».
Когда был ниспослан это благородный аят, Посланник Аллаха (САВ) обратился к Али (да облагородит Аллаха его лик!):
«Наилучшие из созданий – это ты и твои сторонники. Ты и те, кто последуют за тобой, в Судный день вы будете воскрешены довольными друг другом. Твои враги будут воскрешены полыми гнева и чувства вины».
После этого Имам Али (АС) спросил: «О Посланник Аллаха (САВ), кто же мои враги?».
Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Твои враги – это те, кто отдалятся от тебя, будут тебя проклинать. Но как же счастливы те лучшие, кто окажутся впереди у самого Трона (аль-‘Арш)».
Имам Али (АС) спросил? «А кто эти лучшие?».
Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Это твои сторонники и те, кто любят тебя».
Аль-Малики в главе «Аль-Фусуль», посвященной толкованию этого аята, подтверждает это: «Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Лучшими из людей будешь ты и твои сторонники, о Али. Вы будете воскрешены в Судный день довольными друг другом. Твои враги будут воскрешены в гневе и с вздернутыми наверх головами»[59]
45. Сура «Йунус», аят 58.
«Скажи: "Да возрадуются милосердию и милости Аллаха!"».
Согласно повествованию Ибн Асакира, Абдаллаха б. Аббас сказал: «Милосердие Аллаха – это Посланник Аллаха (САВ), а его милость – это Али»[60].
46. Сура «Ан-Наджм», аят 1-4.
«Клянусь звездой, когда она падает! Не заблудился ваш товарищ (Посланник Аллаха) и не сошел с пути. Он (Посланник Аллаха) не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается».
Ибн Магазили приводит слова великого сподвижника Пророка Анаса б. Малика:
«Однажды, когда мы были вместе с Посланником Аллаха (САВ), мы увидели, как с неба упала звезда, после чего Посланник Аллаха (САВ) сказал: «На чей дом пала эта звезда, тот человек будет моим наместником (халиф) после меня».
Мы пошли посмотреть и увидели, что звезда упала на дом Али. Именно после этого был ниспослан аят»[61].
47. Сура «Ар-Ра’д», аят 29.
«В раю дерево Туба и прекрасная обитель — тем, кто уверовал и вершил праведные дела».
Согласно преданию от Мухаммада Ибн Сирина, «в этом аяте дерево Туба – это такое райское древо, корни которого растут из дома Али б. Аби Талиба. Сколько в раю не будет домов, в каждом из них будет по ветви от этого дерева».
48. Сура «Аль-Ваки’а», аят 10.
«А опередившие будут впереди (приближены)»
Ибн Магазили передают от Абдаллаха б. Аббаса:
«Ближе всего к Мусе (мир ему!) будет Йуша б. Нун. Хозяин суры «Йасин» (Хабиб ан-Наджар) был ближе всего к Исе (мир ему!), а ближе всего к Мухаммаду (САВ) – Али»[62].
49. Сура «Йасин», аят 12.
«И все Мы подсчитали в ясном руководстве (имам аль-мубин)».
Аль-Балхи передал следующее:
Когда был ниспослан этот благородный аят, у Посланника Аллаха спросили: «Под ясным руководством в этом аяте имеется в виду Коран, Евангелие (Инджиль) или Тора (Таурат)?».
В этот момент к Посланнику Аллаха (САВ) пришел Али (АС), после чего Посланник Аллаха сказал: «О мой Аллах, вот оно руководство, в котором ты Посчитал всякую вещь»[63].
50. Сура «Ат-Тауба», аят 119.
«Будьте с правдивыми».
Передают от Ибн Асакира, что в данном аяте подразумевается: «Будьте вместе с Али б. Аби Талибом».[64]
[1] Ибн Асакир, ас-Сава’ик, гл. 9, с. 76.
[2] Ибн Саби’ аль-Магриби, Шифа ас-судур; ат-Табарани, Му’джам аль-аусат ва-ль кабир; Ибн Асир, Усд аль-габа, т. 4, с. 25; Нур ад-Дин б. Саббаг аль-Малики, Фусуль аль-мухимма фи ма’рифат аль-аимма, с. 33; Абу Исхкак ас-Салаби, Тафсир; Фазиль ан-Нишабури, Тафсир; Имам Фахр ар-Рази, Тафсир; Джалал ад-Дин ас-Суйути, Тафсир; Хафиз Абу Ну’айм аль-Исфахани, Ма назаля аль-Куран фи Али; Хатиб аль-Харазми, аль-Манакиб; Шайх аь-Ислам Ибрахим б. Мухаммад Хамвини, аль-Фараид; Мухаммад б. Йусуф Гянджи аш-Шафи’и, Кифайат ат-Талиб, 62 глава; Имам Ахмад б. Ханбаль, аль-Муснад; Мухаммад б. Джарир ат-Табари (передает по разным каналам); Ибн Хишам. Сират ан-Наби; Имам аль-Газзали, Ихйа аль-‘улюм, т.3, с. 223; Абу Са’адат, Фадаиль аль-‘итрат ат-тахира; Ибн Аби-ль Хаддад, Шарх Нахдж аль-Балага; Сибт б. Джавзи, Тазкират аль-хавас, с. 21.
[3] Сура «Ал-и Имран», аят 61.
[4] Абдулла аль-Гурайфи, ат-Ташайу’, с. 224; Кашф аль-Йакин, с. 213; аль-Иршад, с. 89; аз-Замахшари, аль-Кашшаф; Фахр ад-Дин ар-Рази, Тафсир аль-кабир; Нур аль-абсар, с. 100; ат-Табари, Тафсир, т. 3, с. 212-213; аль-Вахиди, Асбаб ан-нузуль, с. 74-75; ат-Тараиф, с. 42; Также см. Муслим б. Хаджадж, ас-Сахих; Абу Ну’айм аль-Исфахани, Хилйат аль-аулийа; Абу Муаййид аль-Харазми, аль-Манакиб; Сулайман Бальхи аль-Ханафи, Йанаби’ аль-мавадда; Сибт б. Джаузи, Тазкира; Ибн Хаджар Макки, ас-Саваик аль-мухаррика.
[5] Ихкак аль-Хакк, т. 4, с. 301; Исбат аль-худат, т. 2, с. 237; Нур аль-абсар, с. 87.
[6] Бихар аль-анвар, т. 36, с. 128; аль-Хикам аз-захира, т. 1, с. 76.
[7] Бихар аль-анвар, т. 35, с. 335.
[8] 100 Hadis Işığında İmam Ali, s. 96; Бихар аль-Анвар, т. 41, с. 35.
[9] Аль-‘Аййаши, Тафсир, т. 1, с. 148; Бихар аль-анвар, т. 41, с. 35.
[10] Бихар аль-анвар, т. 35, с. 332. Манакиб Али б. Аби Талиб, т. 2, с. 116.
[11] Бихар аль-анвар, т. 4, с. 306; Бихар аль-анвар, т. 36, с. 31.
[12] Бихар аль-анвар, т. 35, с. 402.
[13] Бихар аль-анвар, т. 35, с. 395.
[14] Бихар аль-анвар, т. 36, с. 52.
[15] Бихар аль-анвар, т. 1, с. 386; аль-Кафи, т. 1, с. 425.
[16] Тафсир аль-‘Аййаши, т. 1, с. 261.
[17] Тафсир Нур ас-Сакалайн, т. 2, с. 281; Исбат аль-Худат, т. 2, с. 99; Бихар аль-анвар, т. 36, с. 43.
[18] Аль-Кафи, т. 1, с. 420; Исбат аль-Худат, т.2, с. 99; Бихар аль-анвар, т. 36, с. 143.
[19] Бихар аль-анвар, т. 35, с. 97; аль-Кафи, т.1, с . 431.
[20] Кашф аль-Йакин, с. 119.
[21] Бихар аль-анвар, т. 36, с. 8.
[22] Бихар аль-анвар, т. 35, с .341.
[23] Сура «аль-Инсан», аяты 5-12.
[24] Сура «аль-Маида», аяты 55-56.
[25] Ихкак аль-хакк, т. 4, с. 3.
[26] Сура «ан-Наба», аяты 1-2.
[27] Сафинат аль-бихар, т. 8, с. 163.
[28] Мульхакат аль-ихкак аль-хакк, т. 20, с. 545.
[29] Басаир ад-Дараджат, с. 79.
[30] Ихкак аль-хакк, т. 3, с. 105.
[31] Камаль ад-Дин, с. 222.
[32] Камаль ад-Дин, с. 253; Кундузи аль-Ханафи, Йанаби’ аль-мавадда, с. 114-117-494; Хаким аль-Хаскани аль-Ханафи, аш-Шавахид ат-танзиль; Тафсир Фахр ар-Рази, т. 3, с. 357; аль-Хамави, Фараид ас-симтайн, т. 1, с. 314.
[33] См. Джалал ад-Дин ас-Суйути, Дурр аль-мансур; Хафиз б. Мардуйа, аль-Манакиб; Хафиз Абу Ну’айм, Хилйат аль-аулийа; Мухаммад б. Йусуф Гянджи, Кифайат ат-талиб, 62 глава; Ибн ‘Асакир, ат-Тарих.
[34] См. Ахмад б. Ханбаль, Муснад; Хафиз б. Мардуйа, аль-Манакиб;Ма назаля мин аль-Кур’ани фи Али.
[35] Манакиб аль-Харазми, с. 25; Ибн ‘Асакир, Тарджамат Имам Али, т.2, с. 75; Тарих-и Багдади, т. 8, с .290; Тарих-и Йа’куби, т. 2, с. 43; Манакиб Ибн Магазили, с. 19; Ибн Джаузи, Тазкират аль-хавас, с. 29; Фараид ас-симтайн, т.1, с. 15; ас-Суйути, Дурр аль-мансур, т.2, с .259; ас-Суйути, аль-Иткан, т. 1, с. 75.
[36] Хусам ад-Дин аль-Мирди аль-Ханафи, Ал-и Мухаммад, с. 515; Сулайман аль-Кундузи, Йанаби’ аль-мавадда, с. 77; Шейх ас-Садук, аль-Ма’ани аль-Ахбар, с. 95; Сады каш-Ширази, ‘Алиййун фи-ль Куран, т. 2, с. 88; аль-Маджлиси, Бихар аль-анвар, т. 35, с. 427; Ибн Шахрашуб, Манакиб Али б. Аби Талиб, т. 3, с. 64; Ибн ‘Асакир, ас-Саваик, т. 3, баба 9, с. 76; Ибн Саби’ аль-Магриби, Шифа ас-Судур; ат-Табарани, Му’джам аль-аусат ва кабир; Ибн Асир, Усд аль-габа, т. 4, с. 25; Нур ад-Дин б. ас-Саббаг аль-Малики, Фусуль аль-мухимма фи ма’рифат аль-аимма, с .33; Абу Исхак ас-Салаби, Тафсир; Фазиль ан-Нишабури, Тафсир; Имам Фахр ад-Дин ар-Рази, Тафсир; Джалал ад-Дин ас-Суйути, Тафсир; Хафиз Абу Ну’айм аль-Исфахани, Ма назаля аль-Куран фи Али; Хатиб аль-Харазми, аль-Манакиб; Шайх аль-Ислам Ибрахим б. Мухаммад аль-Хамвини, аль-Фараид; Мухаммад б. Йусуф Ганджи аш-Шафи’и, Кифайат ат-талиб, баб 62; Имам Ахмад б. Ханбаль, Муснад; Мухаммад б. Джарир ат-Табари; Ибн Хишам, Сират ан-Наби; Имам аль-Газзали, Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 3, с. 223; Абу Са’адат, Фадаиль ‘итрат ат-тахира; Ибн Аби-ль Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага; Сибт б. аль-Джаузи, Тазкират аль-хавас, с. 21.
[37] Сура «Ар-Ра’д», аят 7
[38] Ат-Табари, Джами’ аль-байан, т.13, с. 108.
[39] Аль-Малики, аль-Фусуль аль-мухимма фи ма’рифат аль-аимма, с. 122.
[40] Сура «Аль-Ахзаб», аят 25
[41] Аз-Захаби, Мизан аль-И’тидаль, ч.2, с. 380.
[42] Имам ас-Суйути, Дурр аль-мансур, т. 6, с. 590.
[43] Ибн Аль-Асир, Усд аль-габа, т. 4, с. 103-104.
[44] Сура «аль-Бакара», аят 207
[45] Сура «аль-Бакара», аят 207. См. Ибн аль-Асир, Усд аль-габа, т. 4, с. 103-104.
[46] Сура «Аль-Бакара», аят 274.
[47] Ибн Аль-Асир, Усд аль-габа, т. 4, с. 104.
[48] См. Ан-Насафи, Мадарик ат-танзиль, т.1, с. 183; Ас-Суюти, Ад-Дурр аль-мансур, т.2, с. 100-101.
[49] Сура «Аль-Маида», аят 55
[50] Аль-Вахиди, Асбаб ан-нузуль, с. 133-134, соответствующий аят.
[51] Сура «Аль-Маида», аят 56.
[52] Ат-Табари, Джами’ аль-байан, т. 12, с. 15.
[53] Ас-Суюти, ад-Дурр аль-мансур, т. 4, с. 409-410.
[54] Аль-Вахиди, Асбаб ан-нузуль, Сура «Аль-Маида», аят 67.
[55] Аш-Шаукани, Фатх аль-Кадир, т. 2, с. 57.
[56] Ас-Суюти, ад-Дурр аль-мансур, т. 6, с. 590.
[57] Ас-Суюти, Дурр аль-мансур, т. 8, с. 224.
[58] Йа’куби, Тарих-и Йа’куби, т. 2, с. 147.
[59] Аль-Малики, аль-Фусуль аль-мухимма фи ма’рифат аль-аимма, с. 122.
[60] Ибн ‘Асакир, Тарих мадинат ад-Димашк, с. 428.
[61] Мухаммад Ибн Магазили, Манакиб Али б. Аби Талиб, с. 266.
[62] Мухаммад Ибн Магазили, Манакиб Али б. Аби Талиб, с. 320.
[63] Аль-Балхи, Йанаби’ аль-мавадда, глава 24, с. 77.
[64] Ибн ‘Асакир, Тарих мадинат ад-Димашк, с. 421-422.
Источник: Хайдар БАШ. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",