Развеиваем все мифы о главной выставке этого года.
Всем привет! Меня зовут Ира Енгалычева, я главред Level One и когда-то искусствовед. Если бы из всех культурных событий года вы бы попросили у меня выбрать одно, то вот оно: скандальная выставка Уорхола в Третьяковке. Почему?
Я разобралась, за что ругали выставку, и постаралась понять, действительно ли все так плохо.
Если вы тоже любите подводить итоги года, регистрируйтесь на наш культурный марафон 2020: мы вспомним и проживем самые прекрасные события года и подарим чек-лист, который поможет разобраться в культурной повестке всего за 7 дней.
Уорхол в Третьяковке: почему все говорят о выставке
Масштабная выставка Энди Уорхола в Москве должна была стать одним из хитов этого года — более 200 работ знаменитого художника, которого многие просто обожают. И выставка действительно запомнилась — но не шедеврами поп-арта, а огромным количеством скандалов.
Скандальная площадка
Все началось с заявления Третьяковской галереи. Она сообщила, что не имеет отношения к экспозиции, а фраза «Уорхол в Новой Третьяковке» неверная, ведь помещения, в которых проходит выставка, давно переданы Союзу художников.
Посетители сразу вспомнили прошлогодний скандал с выставкой Бэнкси в том же месте. Тогда художник опубликовал пост в своем Instagram и заявил, что не имеет отношения к экспозиции и против того, чтобы за просмотр его работ у людей брали деньги. Впрочем, организаторы тоже подтвердили, что не согласовывали выставку с Бэнкси, потому что все работы взяли из частных коллекций.
Копии и подделки
Но вернусь к Уорхолу. Куратор выставки, Джанни Меркурио, рассказывал, что привез работы из США, Словакии и Италии — все с сертификатом подлинности. Однако журналисты и посетители продолжали сомневаться в их оригинальности — масла в огонь подливало отсутствие этикеток, на которых обычно указан владелец произведения.
Похоже, причина всех споров — тиражность работ Уорхола. Художник сделал прием повтора главной особенностью своих картин, так как считал что именно так должно выглядеть искусство эпохи потребления.
Энди бесконечно множил собственные картины, поэтому наверняка и сам не считал, сколько их вокруг. Даже Фонд Уорхола, который раньше занимался подтверждением оригинальности его работ, в 2011 году «устал» и прекратил выдавать сертификаты подлинности.
Что же в таком случае считать оригиналом?
Как по мне, так это все, что было создано при участии художника. Совсем необязательно, чтобы он полностью писал картину, достаточно принимать участие в ее создании — как Уорхол, который придумывал технику печати, создавал трафарет и выбирал цвета.
Поэтому верить организаторам выставки или нет — решайте сами. Я же продолжу подводить итоги 2020 в культурном марафоне Level One. Участие бесплатное — регистрируйтесь и получайте в подарок чек-лист, который поможет зарядиться от самых прекрасных событий года в кино, искусстве и литературе.