Если посмотреть на то, как формировалась русская армия второй половины XVII века, во времена войны с Речью Посполитой и Османской империей из-за Украины, то получается, интересная картина. Получалось, что записаться в стрельцы было выгоднее, чем в казаки. Хотя, конечно, спрашивали о том, куда потенциальный служивый хочет податься, далеко не всегда.
Получалось это вот почему.
Стрельцов поначалу набирали добровольной вербовкой из людей «не тяглых и не крепостных». Служба была пожизненная, причем стрелец получал от казны денежное, хлебное и соляное жалование, а также снаряжение, вплоть до одежды. Но самое важное, что кроме всего этого стрелец получал ряд важных льгот.
Стрельцов судили только собственное начальство. Правда, если речь не шла о разбое или воровстве. Они не платили судебных пошлин при исках до 12 рублей, а также могли торговать собственноручно сделанной продукцией при условии, что она стоит не более рубля.
Хорошо? Конечно.
Тем более, что еще стрельцы имели право варить «хлебное вино» и пиво к определенным праздникам в оговоренном количестве, а также не платили налогов, податей и не несли дополнительных повинностей, кроме своей службы.
В общем, стрельцом быть было достаточно неплохо. Особенно, если поверстали в «московские стрельцы», у которых содержание было больше, чем у «городовых». Кстати, для этого не обязательно было служить в Москве. В правительстве все прекрасно понимали и там, где на самом деле приходилось нести службу, стрельцы считались «московскими».
А что казаки? Почему записаться в них было невыгодно?
Для начала определимся, что речь идет о «городовых казаках» - одного из, так сказать, тогдашних родов войск. Кстати, донских казаков тогда было не то, чтобы много. В 1673-1675 годах, казачьи атаманы заявляли в Москве, что они могут выставить 10 тысяч и более казаков. А вот князь Петр Хованский, находясь в 1675 году на Дону, писал, что казаков
«будет с тысяч шесть».
Так вот городовые казаки несли гарнизонную службу точно такую же, как стрельцы. Но налоговых льгот – не платить пошлин и так далее, не имели. Платили, как и все. Получается, что городовым казаком было служить не выгодно. Их и было соответственно меньше.
Ну а стрельцы с такими льготами постепенно превращались в янычар. Вроде и есть стрелецкие приказы, а воевать некому. Потому что ко второй половине XVII века служба стрельцами стала потомственной. Далеко не все выходили в походы. Были, разумеется, и те, кто получил раны в походах и воевать больше не мог, но все льготы при этом сохранялись. Доходило до того, что власти принудительно верстали даточных людей в стрельцы, чтобы пополнить войско. Подробнее об этом можно прочитать у историков Великанова и Нечитайлова в их совместной книге «Азиатский дракон перед Чигирином».
В общем-то, стрельцы не просто превращались в янычар. Они по факту ими и стали, если уж называть вещи своими именами. События 1682-1697 годов надо рассматривать именно так. Вот только в отличие от Османской империи, на российских янычар нашлась железная рука царя Петра Алексеевича, у которого нашлось на кого опереться. Его «потешные» полки в итоге оказались совсем не потешными и тема стрелецких бунтов была закрыта «Утром стрелецкой казни». Да, не без этого. Правда, потом «потешные» полки, ставшие гвардией, тоже целую сотню лет вертели троном. Но это уже другая история, в которой есть свои тонкости.
Но служить стрельцом все-таки получалось выгоднее, чем казаком. Много полезных бонусов полагалось.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм