Выбирая самое лучшее из созданного в роке за последнее десятилетие, Classic Rock знали, что есть только один справедливый судья, и это читатели журнала. Из предложенного редакцией списка длиной в несколько сотен альбомов они назвали лучшие и добавили множество собственных. Если для некоторых исполнителей 2010-е стали стартовой площадкой, то для героя сегодняшнего обзора эта декада оказалась финальной кодой, в которой он успел оставить громкое послание потомкам.
Может ли молния ударить в одно место дважды? Как уже отмечалось в этом хит-параде ранее, успех камбэк-альбома Дэвида Боуи 2013 года The Next Day стал в равной степени результатом блестящего маркетинга и музыкального мастерства. Он появился буквально из ниоткуда после десятилетнего молчания на фоне зловещих слухов, витавших в атмосфере секретности, но это не помешало легендарному рок-отшельнику возглавить мировые чарты и даже впервые за двадцать лет занять первое место в хит-парадах Великобритании. Более того, альбом помог сделать всемирным блокбастером его передвижную выставку «Дэвид Боуи это…». Ни больше, ни меньше — гастроли с аншлагами, в ходе которых Изможденному Белому Герцогу даже не пришлось покидать свой нью-йоркский бункер! Гениально.
Выпущенный 8 января в день 69-летия Боуи альбом Blackstar сопровождался меньшим количеством анонсов и сопутствующей информации, чем The Next Day, пусть и ненамного. Однако самая большая хитрость была еще впереди. Через два дня после выхода диска Боуи умер, проиграв борьбу раку печени. Стало ясно, что альбомом Blackstar он прощался со всеми нами.
Когда появились новости о смерти Боуи, ощущения от Blackstar стали меняться прямо на глазах. Он превратился в откровенное и сильное заявление, которое пришло на смену скрытым намекам, разбросанным музыкантом по композициям The Next Day и Blackstar. Слова про бренность его собственного земного бытия приобрели грандиозную серьезность. Абстрактные размышления о смерти и связанных с ней страданиях превратились в ясные мысли человека, пытающегося смириться с тем фактом, что он сам умирает.
В Blackstar вошли семь длинных треков, что делало его более компактным и сконцентрированным, чем предыдущий альбом, но при этом он звучал более вызывающе с художественной точки зрения и был менее попсовым. Однако больше всего поражали вокальный диапазон и мастерство Боуи.
Он записывал его с разными джазменами Нью-Йорка вместо привычного состава своих рок-музыкантов. Однако остался на месте его давний продюсер Тони Висконти, а Джеймс Мерфи из LCD Soundsystem записал партии ударных для двух треков.
Альбом начинался с заглавного трека, 10-минутной мини-симфонии с постоянной сменой ритма, где мелодии Среднего Востока кутались в джазовой электронике и мускулистых битах. Боуи как заклинание произносил зловещий квазибиблейский текст, затем музыка меняла настроение, а из ее водоворота возникала красивая поп-баллада — элегия о смерти, обновлении и падших ангелах. Этот музыкальный монолит поначалу пугал, но с каждым новым прослушиванием плотный звуковой гобелен композиции разворачивался перед слушателем и раскрывал все новые и новые таящиеся в нем сокровища.
Точно так же завершающая альбом композиция I Can’t Give Everything Away стелется перед слушателем шестиминутной душераздирающей киномелодрамой. Струнный оркестр, одинокая губная гармошка и плавные гитарные соло делали ее похожей на классические плоды сотрудничества Боуи с Робертом Фриппом. Она ставила точку в долгой карьере Боуи и выглядела достойной вишенкой на торте.
Один из наименее убедительных треков здесь — песня Lazarus, которая должна была войти в одноименный мюзикл. Она представляет собой ничем не примечательный двухаккордный паттерн и чересчур затянута в конце. Girl Loves Me — еще одна проходная вещь, но она, по крайней мере, предлагает больше энергии, смешивая натянутый как струна арт-фанк с электроникой и драм-н-бейсом.
Несмотря на всю свою артистическую ауру, настоящей кульминации альбом достигает на двух зажигательно эмоциональных балладах, которые напоминают нам, что Боуи все еще может включать этот продуваемый всеми ветрами романтический голос. Целиком построенная на жалобном фортепиано и отзвуках саксофона мягкая и душевная Dollar Days насквозь пропитана сожалением. Слегка приджазованная, с длинными затуханиями саксофона, она вполне могла украсить альбом Young Americans.
В Blackstar Боуи пошел как никогда глубоко, записав свой самый авантюрный и бескомпромиссный альбом со времен работы с Брайаном Ино, вошедшей в каноны арт-хауса. Он подтвердил, что никогда не поступался своими художественными взглядами — и отказался делать это в конце жизни.
«Это экстраординарный альбом, фантастический финал его карьеры, который с тем же успехом мог стать для него началом нового этапа, но это прекрасное наследие, которое необходимо сохранить, потому что оно было абсолютно бескомпромиссным, идеалистическим и очень красивым одновременно», — делится впечатлениями вокалист арт-рок-дуэта No-man Тим Боунесс о Blackstar, который он считает лучшим альбомом последнего десятилетия. — «Я слушал диск за день до его смерти, и сразу подумал: «Он определенно умирает», потому что в текстах было так много намеков на это. Но это невероятно объемный, эклектичный и одновременно очень сосредоточенный на конечной цели альбом. Он запечатлел для нас личность Боуи таким, каким он был».
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊
Текст: Стивен Далтон. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #218 (январь 2016)
50 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ 2010-Х ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ CLASSIC ROCK
(10) Judas Priest — Firepower (2018)
(9) Kate Bush — 50 Words For Snow (2011)
(8) Idles — Joy As An Act of Resistance (2018)
(7) Steven Wilson — Hand. Cannot. Erase (2015)
(6) Queens Of The Stone Age — ...Like Clockwork (2013)
(5) David Bowie — Blackstar (2016)
(4) Foo Fighters — Wasting Light (2011)
(3) Iron Maiden — The Book Of Souls (2015)
(2) Tool — Fear Inoculum (2019)
(1) Rush — Clockwork Angels (2012)