Эта история началась в далёком 1951 году, когда у одной темнокожей девушки обнаружили рак Матки. Её звали Генриетта Лакс.
Никто и не догадывался, что её обращение в больницу Джона Хопкинса в которой на тот момент работал Джордж Гай возглавлявший исследования в области культуры тканей, изменит медицинскую науку на годы вперёд.
Джордж Гай, был очень увлечённым доктором, он многие годы пытался культивировать живые клетки вне организма. Для этого он брал любые материалы которые удавалось достать.
В этот раз к нему попали образцы клеток опухоли Генриетты Лакс которые были взяты в результате биопсии. Доктор положил клетки в чашку Петри, ни на что особо не рассчитывая, ведь обычно клетки погибали после нескольких итераций деления.(в среднем клетка человека делится около 60 раз). Но в этот раз лучилось "чудо", клетка продолжала делиться. По сути она стала "бессмертной" у клеток Генриетты программа подавления роста была отключена(клетки могли выделять фермент теломеразу, который наращивал теломеры на концах хромосом) — они могли воспроизводить сами себя бесконечное количество раз и это по-настоящему удивительно. Ко всему прочему клетки делились с невероятной скоростью.
Эти клетки могли размножаться в любых условиях и подавлять другие клетки с которыми находились рядом.
Получившуюся клеточную структуру назвали HeLa. Это открытие стало настоящим прорывом. Благодаря ему была успешно протестирована вакцина полиомиелита, для этого требовалось 6 триллионов клеток была построена целая фабрика по их воспроизведению.
Также эти клетки помогли в изучении вирусов ученые заражали клетки HeLa различными вирусами — герпесом, корью, свинкой, ветрянкой, лошадиным энцефалитом, — чтобы изучить, как вирус проникает в клетки, размножается и распространяется. HeLa использовали, чтобы понять, как влияют на клетки стероиды, химиотерапия, гормоны, витамины и экологические проблемы. Клетки облучали радиацией и даже направили в космос.
По приблизительным данным было воспроизведено более 50 миллионов тонн клеток HeLa, которые использовались более чем в 60 тысяч исследований.
Бессмертие клеток позволило использовать одни и те же клетки на всех стадиях исследования и в разных лабораториях .Теперь данные могли считаться объективными. Так же исследования на живых людях стало можно выполнять на поздних стадиях.
Этическая сторона вопроса.
Честно сказать это на столько поражает, что сразу не найти слов. С точки зрения биологии вся эта биомасса всё та же Генриетта Лакс. Ведь хромосомы несут информацию о той женщине, умершей от рака в 1951 году. Это не укладывается в голове.
Родные Генриетты не знали о том как используются биоматериалы их родственницы. Только через 25 они узнали об этом и только потому, что у учёных появилась проблема. Выяснилось, что клетки HeLa могут перемещаться по воздуху и заражать другие биоматериалы находящиеся в той же лаборатории. Для выполнения картирования клеток Генриетты им потребовалось ДНК её детей.
Родственников нашли объяснили им, что кровь необходима, что бы определить нет ли того же рака у детей, что и жены, по крайней мере так понял отец детей имевший 4 класса образования.
Никакого финансового возмещения родственники не получили и не получат. Суд был, но иск отклонили. Постановлено, что на биоматериалы их матери дети не имеют никакого права.
Есть мнение, что семья Лакс, могла бы полностью запретить применение клеток Hela, так как информация об их ДНК в результате исследований является публичной. Но дети не хотят этого. По правде сказать у них это вряд ли получится, так как это невероятно огромный бизнес.
Был создан фонд Генриетты Лакс и в 2020 году была пожертвована шестизначная сумма от Медицинского института Говарда Хьюза.