Античное рабство
Когда мы говорим о рабстве в древнем мире, то, конечно, должны иметь в виду, что оно было неоднородным. Возьмём Древний Восток. Вопреки расхожим стереотипам процент рабов, эксплуатируемых на разных тяжёлых работах, был не так высок – ими, в основном, занимались условно свободные люди. Вот, например, рабы в каком-нибудь Вавилоне – где их задействовали? Чаще всего в личном хозяйстве, рабов могли отдавать на обучение каким-то мастерам, чтоб те впоследствии открывали свои мастерские, и хозяин получал с их труда определённый доход. Кроме того, рабы могли заводить семьи. Неудивительно, что источники сообщают нам о невольниках, за годы скопивших целые состояния. Такой тип рабства назывался домашним или патриархальным.
А теперь переместимся в Древнюю Грецию или Древний Рим. Конечно, определённая прослойка «домашних» рабов была и в античных полисах. Например, в Риме знатные семейства охотно использовали образованных греческих рабов для обучения своих детей. Тем не менее, куда более распространённым было так называемое классическое рабство.
Что представлял собой раб для греков и римлян? Думаю, все помнят избитое утверждение из учебника о «говорящем орудии». Если хозяин убивал раба, его никак за это не наказывали. В римском праве раб, естественно, приравнен к вещи. Особенно тяжёлым было положение рабов в Сицилии: мало того, что им приходилось трудиться на особенно изнурительных работах в сельском хозяйстве, но их хозяева даже не заботились об их базовых потребностях в еде – предполагалось, что рабы должны сами добывать себе пропитание. Неудивительно, что на острове во II в. до н.э. произошло 2 крупных рабских восстания.
Конечно, от полиса к полису положение раба могло меняться. Например, в Афинах отношение к нему было несколько более гуманным, чем обычно. Раба нельзя было просто так убить, а если раб был недоволен обращением господина к нему, то мог потребовать, чтоб его продали другому. Но в общем к рабам относились не лучше, чем к скоту, и такое отношение не менялось веками.
Со временем всё же положение раба постепенно начинает меняться. Благодарить за это следовало императорскую власть, заинтересованную в том, чтобы хозяева как можно меньше проявляли произвола и жестокости в отношении своих «говорящих орудий», ведь в теории это могло привести к неблагоприятным последствиям – например, новым восстаниям. Потому со временем запрещают устраивать публичные бои рабов со зверьми на арене; господин теряет возможность безнаказанного убийства своего раба, либо заключения его в тюрьму; в случае жестокого обращения с рабом его могли отнять у хозяина и продать другому человеку. А во время поздней Римской империи убийство раба приравняли к убийству свободного человека. Больше того, у раба появилась возможность лично ходатайствовать, защищать своё дело в суде. Связаны все эти изменения были с тем, что основной источник рабства, военнопленные, почти перестал поступать. Потому появилась необходимость беречь рабов, тем более, в условиях, когда в рабочих силах наблюдался недостаток.
Средневековое рабство
В IV-V-м вв. Западная Римская империя переживает свой упадок. На осколках античного мира появляются варварские королевства, и с момента аграризации Европы, где начинает всё больше и больше распространяться свободное крестьянство, казалось бы, рабство уже не играет такую значимую роль. Но с возрождением городов в IX-XI вв. ситуация несколько меняется.
Рабы поступали из самых разных регионов – от Причерноморья и Восточной Европы до Африки. Их вновь оказывается много, в некоторые моменты едва ли не больше чем в античности. И, самое главное, что отношение к ним было намного мягче нежели в древнее время, на что, возможно, в какой-то мере повлияло христианство.
Во-первых, рабов чаще отпускают на волю. Например, нам известны завещания, где хозяин поручал, в зависимости от того, как поведёт себя его раб, отпустить его на волю, дав даже приданое, либо продать другому, если его поведение покажется неблагонравным. Вплоть до XIV в. предпочитали покупать рабов, которым, желательно, не исполнилось ещё 16 лет и отпускали их на волю около 30 – когда, как считалось, у раба или рабыни уже был не тот возраст, и в хозяйстве они уже не годились.
Во-вторых, невольники куда легче интегрировались в обществе. Особенно это касается итальянских городов. На картинах художников тех времён мы часто можем встретиться лица не похожие на европейские, с восточными или даже африканскими чертами. На них как раз и запечатлели рабов, привезённых, к примеру, с черноморского региона. И эти самые рабы, как в Древнем Востоке, могли заниматься каким-то ремеслом, торговыми сделками, притом не только для хозяина, но и для себя.
Но то, что средневековое рабство больше напоминало домашнее патриархальное, чем античное классическое, не значит, что рабы были избавлены от суровых и жестоких наказаний и пыток. Если раб свидетельствовал в суде, его показания могли принять только после пытки. Невольник, попытавшийся убить хозяина или испортить его имущество, подвергался одним из самых жестоких из возможных казней вплоть до колесования.
Какими бы ни были отличия античного и средневекового рабства в Европе, что в том, что в другом случае раб оставался в основном бесправным, и об этом не стоит забывать. К слову, положение раба было очень похоже на положение закрепощённого крестьянина. Но о том, чем они всё же отличались, мы поговорим уже в следующий раз.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!