«Нет искусства менее непосредственного, чем моё. То, что я делаю, есть результат размышлений и изучения великих мастеров; о вдохновении, непосредственности и темпераменте я не имею понятия» — Эдгар Дега
Художник называл себя самым классическим из импрессионистов. В его работах нет привычного для этого направления буйства красок и новаторской идеи. Художник учился в Италии по технике мастеров старой школы — Беллини и Боттичелли, а уже в 18 лет стал копировальщиком в Лувре. Дега отличает талант запечатления момента. Он мастерски копировал работы великих, но ещё лучше — саму жизнь.
Представьте парижский Лувр 1860-х годов: Дега расположился перед полотном испанского живописца Веласкеса, случайный посетитель остановился и с интересом наблюдает за работой молодого художника. Незнакомец комментирует копию, к удивлению Дега, со знанием дела. Между мужчинами завязывается разговор, который перерастет в дружбу на всю жизнь. Случайным посетителем оказался Эдуард Мане — один из основоположников импрессионизма, он и привёл Эдгара Дега в круг единомышленником, познакомил с Моне и Ренуаром.
Дега, как и его новые знакомые, стремился отойти от шаблонного представления о живописи, больше обращаться к темам из жизни и изображать её в процессе, правдиво. Знакомство с импрессионизмом действительно меняет представление художника об изображении, но его совсем не увлекают пейзажи, которые так любят в импрессионистских кругах. Если Моне и Ренуар писали картину с натуры, то Дега выделялся на их фоне. Он следовал правилу «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая». ART FLASH, в свою очередь, следует правилу «искусство в массы» и дарит ценителям Дега скидку 15% по промокоду DEGAS на все товары из подборки с полотнами художника.
Художник смог передать атмосферу балетной репетиции: «фарфоровые» силуэты танцующих девушек контрастируют с расслабленными фигурами балерин, ожидающих своей очереди. Пока импрессионисты экспериментировали с цветом и поклонялись свету, Дега говорил: «Я колорист посредством линии».
Вплоть до 70-х годов критики игнорировали Дега, его работы выставлялись единожды и творчество не приносило никакого дохода. Впрочем, художник не нищенствовал благодаря средствам своей семьи. Это также выделяло его среди творческой элиты: не каждый мог позволить себе заниматься творчеством, не отвлекаясь на коммерческие заказы.
1870-е стали триумфом творчества художника: после того, как известный коллекционер Поль Дюран-Рюэль продал три работы Дега, Эдгар вышел на новый уровень мотивации и поиска себя, он начал творить отчаянно и ярко, окончательно уверовав в собственный талант. Современники даже не могли с точностью определить авторство его работ: казалось, что они были написаны абсолютно разными людьми — настолько отличались стили, приёмы и цветовая гамма.
Особое значение Дега придавал презентации работ: он даже стал одним из организаторов независимой парижской выставки импрессионистов в 1874 году. Этот формат отличался особой свободой, которой так не хватало художникам направления, и должен был привлечь внимание публики к импрессионизму. Вырвавшись из рамок Салона, художники сделали все, чтобы выставочное пространство играло в их пользу: для каждого был подобран фон, подходящий по цветовой гамме, художники выступали собственными критиками и лично отбирали работы для экспозиции. Дега выставил картины на свои любимые темы: скачки, танцовщицы и прачки.
«Мысль о выставке, витавшая в воздухе ещё до 1870 года, была подхвачена Клодом Моне, её поддержали Ренуар, Писсарро и Дега. Последний ненавидел дух Салона и после того, как Мане отошёл от дел, стал главным организатором выставки. В глазах молодых художников Дега стал, по праву старшинства, знаменосцем независимого искусства…»
Искусствовед Жан-Поль Креспель
Однако ожидания импрессионистов не оправдались: по словам Жана Ренуара, — сына знаменитого художника — «насмешки, прозвища и оскорбления сыпались градом. На выставку шли, чтобы посмеяться. Персонажи Дега и Сезанна, даже очаровательные девушки Ренуара заставляли людей кипеть от негодования».
Несмотря на «неудачный» опыт выставки, после 80-х годов Дега вышел на новый уровень: его уже узнавали, покупали работы, но выставлялся художник только в нескольких местах. Такой ореол загадочности привлекал коллекционеров и журналы Парижа. Тем не менее Дега всегда видел границу между творчеством «на продажу» и творчеством ради искусства. Если мы сейчас посмотрим на эти два типа работ, то первые покажутся нам более отточенными и классическими, а вторые – авангардными и нестандартными.
Творчество позднего периода художника отличается полным погружением в абстракцию: цвета стали ярче и насыщеннее, а линия — более чёткой и экспрессивной. Для сравнения картина «Чашка чая (Завтрак после купания)» изображает один из излюбленных мотивов художника, но уже в совершенно другой палитре и контрастности.
В этот период Дега стремительно начал терять зрение и чтобы соблюсти все пропорции девушек, оставлял полоски-отметки прямо на телах натурщиц. Последние свои работы художник писал практически вслепую. Специалисты утверждают, что у Дега, как и у Моне, в течение 20-ти лет прогрессировала дегенерация жёлтого пятна — из-за этого импрессионисты видели свои картины иначе, нежели рядовые зрители. С помощью компьютерного моделирования исследователи попытались воссоздать картины глазами художников. В результате получились размытые изображениями в тусклых тонах с едва различимыми силуэтами.
После 1912 года художник был вынужден покинуть свою мастерскую-квартиру. Казалось, что Дега полностью оставил творчество: его видели бродящего по улицам Парижа, почти полностью ослепшего и глухого. Иногда он заходил на старые аукционы и выставки, до конца жизни оставаясь верен искусству.
По промокоду DEGAS действует скидка 15% на подборку товаров из коллекции с работами импрессиониста.
Читайте также:
9 декабря пройдёт благотворительный онлайн-аукцион Arts from the Hearts
Креатив российских брендов: 7 вдохновляющих Instagram-аккаунтов, на которые сложно не подписаться