Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

"Перевал Дятлова": три эпизода, за которые навсегда полюбила этот фильм

По жанру «Перевал Дятлова» - детектив, я бы сказала философский. Есть элементы мистики и ретроспектива войны, но центральная мысль вращается вокруг страсти поиска истины и опасности - сбиться с пути.

Главный герой майор КГБ расследует загадочную гибель группы юных туристов. Его задача понять, была ли их смерть насильственной или это несчастное стечение обстоятельств.

Действие происходит в 1959 году. Воссоздали время просто здорово. Давно не было такого ясного взгляда в нашей отечественной режиссуре.

Дебютная режиссерская работа для Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Третьим взяли опытного Павла Костомарова( 14 режиссерских работ в числе которых очень сильные "Эпидемия" и "Чернобыль").

С бюджетом для сериала сняли настоящее, западающее в душу кино: умное и красивое.

- Красота какая. Мне кажется, мы ради таких моментов в походы и ходим. Когда вокруг тихо становится, и только небо пред тобой и горы.
- Красота какая. Мне кажется, мы ради таких моментов в походы и ходим. Когда вокруг тихо становится, и только небо пред тобой и горы.

Киноманам со вкусом смотреть и кайфовать.

Олег Костин - майор
Олег Костин - майор

Классных моментов в фильме много. Взяла три эпизода, которые почему-то сразу запомнились почти дословно.

1. Снежная ткань текста

Главный герой летит к месту расследования над заснеженными сопками. Прямо пред ним, в центре вертолета, небрежно брошен большой кусок не беленной полотняной ткани с типографским принтом. Взгляд майора скользит по складкам ткани и переходит на пейзаж за окном. Наплыв кадра создает полную иллюзию того, что ткань превращается в заснеженный рельеф, полностью повторивший её складки. Принт, как универсальный текст повествования. Тот случай, когда простой, заезженный операторский прием идеально передает состояние человека, который летит через утомительно монотонную для глаза местность, поклевывая носом и периодически просыпаясь от холода.

2. Быстрая карма

Два друга фронтовика добыли картошки в голодных окрестностях дороги на Берлин. И тут появляется солдатик "попрошайка".

- Зачем ты дал ему эту картофелину, у нас у самих по полторы штуки на человека?
- Мы штурмуем Берлин. Может это его последний день – никто не знает кому выпадет
- Это верно. Вот Катька, жена моя, она тоже говорит, что людям добро нужно как можно чаще делать. Она говорит обратно все возвращается и хорошее, и плохое.
- Молодец. Умная девочка.
- Она умная. Только, Олег, знаешь куда эта умная хотела пойти? В мединститут - трупы вскрывать. Я её еле отговорил. Так что этих женщин слушать, ну их. Ничего не возвращается, знаешь, сколько раз я в этом убеждался.

И тут парень, которого угостили картофелиной, приносит котелок со свежевыловленной рыбкой..

- Мать, моя, да где же вы её поймали?
- Здесь в реке. Думали здесь уже гильзы одни плавают.
- Что, жена то права, получается.
 От наших вашим, товарищ капитан.
От наших вашим, товарищ капитан.
Вить, а выменяй мне Вальтер на что-нибудь.                                                                                    Так. Хрена тебе лысого, а не Вальтер. Я из этого Вальтера Гитлера застрелю, мне ещё немного осталось.                                                                                                                                                  Давай кто первее: или ты Гитлера, или я - флаг над рейхстагом?                                                -Ха, Егоров, если ты флаг на Рейхстагом поднимешь, я рыбу такую сырую сожру - с головой, чешуей и хвостом!                                                                                                                                                          -Заметано.
Вить, а выменяй мне Вальтер на что-нибудь. Так. Хрена тебе лысого, а не Вальтер. Я из этого Вальтера Гитлера застрелю, мне ещё немного осталось. Давай кто первее: или ты Гитлера, или я - флаг над рейхстагом? -Ха, Егоров, если ты флаг на Рейхстагом поднимешь, я рыбу такую сырую сожру - с головой, чешуей и хвостом! -Заметано.

3. Я в своих выводах уверен

В центре комнаты макет заснеженных сопок – все та же белая ткань, застывшая теперь как папье маше. Фигурки ребят размешены на макете – там, где их нашли.

Майор находит логическое объяснение и травмам, и выстрелу. Он считает, что студенты до последнего действовали как команда, спасая друг друга. И винить в их гибели можно - лишь мороз, ветер и лед.

Для опытных туристов они сглупили – не рассчитали силы, пошли не в ту сторону. Но суть истории не в этом. Не в выживании, которое стало основным мясным блюдом современного кинематографа.

Перевал Дятлова как будто откликается на запрос зрителя, который в последнее время звучит все чаще.

Какие фильмы снимали в советское время, от них на душе становилось светлее, они помогали жить! Сейчас у нас таких не снимают...

(Вот пожалуйста. "Здравствуй фильма. Я скучала.")))

Кино о том, что фронтовой друг майора мог бы вернуться к жене, мог бы выжить, но он зачем-то закрыл его собой от гранаты. И в группе погибших туристов были ребята, посильнее других – они могли бы выжить, но им и в голову не пришло бросить раненных и слабых – они спасали друг друга до последнего, пока не кончились силы.

- Спасать других вообще глупо. Но такие люди есть.

Подводит итог Майор.

Если остались какие-то сомнения, расследуйте дальше. Стопроцентных доказательств того, что реально случилось, получить все равно не удастся.
(это он обращается и к своим коллегам по сюжету фильма, и к зрителям, по поводу загадки перевала, которую множество людей пытались разгадать до этой съёмочной группы).
- Я в своих выводах уверен и для моего отчета этого хватит.

Мне лично эта фраза очень легла на душу, как здравое отношение к истории нашей страны, которую непрерывно и неустанно переписывают, как только меняется политический ветерок. Будет повод, обязательно процитирую майора. ( В этой роли снялся Петр Федоров - сначала не хотел, но так вышло, что сегодня - это лучшая из 74 его актерских работ по рейтингу Кинопоиска).