Документальный фильм “Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться” рассказывает об одном из главных русских режиссеров послеперестроечной России. Кстати, работа доступна на сайте Первого канала.
- “Найти своих и успокоиться” - это ключ к Балабанову. Он собрал группу, которая работала с ним с первых фильмов. Это был единый организм. Балабанов хотел быть спокоен за то, что делал, - рассказала после показа фильма на фестивале в Екатеринбурге автор сценария Елена Николаева.
В народе Алексей Октябринович известен прежде всего как автор дилогии “Брат” с простыми, доходчивыми максимами: “Не брат ты мне, черно...ый”, “Да меня в школе так учили: в Китае живут китайцы, в Германии — немцы, в этом Израиле — евреи, в Африке — негры!” Хотя сам режиссер самым стильным своим фильмом считал “Про уродов и людей”. На мой взгляд, его лучшая работа. Но она о дореволюционном времени. Данила Багров же оказался героем уже нашего (точнее, которое тогда было нашим) времени.
В кадре друзья, коллеги, сыновья и мать Балабанова рассказывают и о нем самом, и о его кино. Первый “Брат” создан просто за копейки. Некоторые моменты снимались в квартире Балабановых. А запомнившийся всем серый свитер Данилы - из личного гардероба жены режиссера Надежды Васильевой, она художник по костюмам. Весь материал отсняли за 31 день.
Сегодня некоторые уголки Петербурга выглядят иначе. Там, где было трамвайное кольцо, теперь бизнес-центр. Вторая часть уже сделана за более приличные деньги, даже в Америку выезжали.
- Мы рассказали, пожалуй, обо всем, - считает Елена Николаева. - Мы стремились к тому, чтобы минимизировать закадровый текст. Тема, которая не педалируется, - это алкоголь в жизни Балабанова, но она там есть. Лично для меня и моих коллег это вечная русская беда, но не повод делать ее главной темой фильма.
“Братья” запомнились еще и песнями. Русский рок я бы не назвал заметным явлением в мировой музыкальной культуре, это больше внутреннее явление, которое, тем не менее, имеет своих ценителей в СНГ. А Балабанов ведь из Екатеринбурга. Многие участники уральского рок-клуба были его друзьями. По словам Сергея Маковецкого, в первоначальном варианте сценария Багров убивал людей за то, что им не нравился “Наутилус Помпилиус”.
Читайте также: Г. Александров. Мастер смеха международного класса