Найти тему
БИБЛИЯ - Экзегет.ру

О трезвении

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф.25:13)
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф.25:13)

Молитва – неотъемлемая часть жизни христианина, и, по правде сказать, не только его. Молятся все: и верующие, и не очень. Облекая это в разные формы и прошения, христианин обращается к Богу, а неверующий – к кому угодно, кроме Бога. Однако и тех, и других зачастую объединяет именно горячность насущных просьб. Вспомните, как горячо, с каким вниманием, мы молимся Господу о чем-то, что нам кажется действительно необходимым. И если такая «дерзновенная» молитва неожиданно накрывает наш ум, то нас уже не смущает ни время, ни место нашего пребывания. Во время такой молитвы мы точно не будем зевать, как часто бывает во время выполнения утреннего и вечернего правила. Ведь главной в этот момент становится искренняя потребность живого общения с Богом.

Важно сохранить в памяти настрой, предшествующий такой вдумчивой, трезвенной молитве. И «трезвенный» здесь – ключевое слово.

О трезвении много писали и говорили святые старцы. Нам же это слово напоминает обиходное понятие - «трезвость», в широком смысле означающее воздержанный, умеренный образ жизни.

По сути, трезвость в обычной жизни – это то же самое, что трезвение – в духовной. Умеренность во всём делает нас более сосредоточенными, более внимательными, в то время как невоздержанность способствует нашему духовному расслаблению. То же самое можно отнести и к молитве.

Старец Паисий говорил: «Трезвение – это твое внимание: в помыслах, в делах, в движениях. Если сегодня ты следишь, наблюдаешь за собой и анализируешь свое поведение, поступки, тогда завтра будешь внимательнее, и так далее. Основа – внимание. Поэтому видишь, как святые отцы внимали себе! Почему их называют «делателями трезвения»? «Трезвящийся» значит внимающий себе, внимательный. Они внимали себе и занимались внутренним деланием. Наблюдали за помыслами и пребывали в постоянном духовном бодрствовании» («Слова», том VI).

Не будем же подобны пяти уснувшим неразумным девам, о которых нам рассказывает Матфей в своем Евангелии. Эти девы, мало того, что заснули – так еще и не позаботились о запасах масла в своих светильниках. И пока они ходили к продающим восполнять свои запасы, пришел Христос. И двери Небесного Царства оказались перед девами затворены.

Трезвение – это и есть наше «масло», а молитва – «светильник». Это тот самый случай, когда следует регулярно подливать масла в огонь, чтобы продолжать гореть духовно. Так будем же стремиться быть всегда готовыми к тому брачному пиру, на который так и не удалось попасть бедным девицам.

Людмила Нестерова

Больше наших статей смотрите тут.

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.