Найти тему
Заметки Бродяги

Хойан

Широкая полоса белого песка, ровные ряды пальм, песчаное без камней дно моря и небольшое количество отдыхающих - это пляж Хойана, находящийся в пяти километрах от центра города и являющийся продолжением Китайского пляжа. Он не имеет высокоразвитой инфраструктуры, но поражает своим масштабом и очень сильно напоминает океанский пляж. На пляже предлагается катание на слонах, скутерах, серфинг и кайтинг. Здесь же в тени пальм развернуты ресторанчики, заманивающие блюдами из свежих морепродуктов. Добраться до пляжа можно на мотобайке, но лучше взять напрокат велосипед (15.000-20.000 донгов). Дорога к морю идет недалеко от реки, мимо рисовых полей. Вы сможете делать остановки в любом месте и выбрать лучшее место для купания. Лучшее время для купания апрель - октябрь. В остальное время это идеальное место для прогулок.
Широкая полоса белого песка, ровные ряды пальм, песчаное без камней дно моря и небольшое количество отдыхающих - это пляж Хойана, находящийся в пяти километрах от центра города и являющийся продолжением Китайского пляжа. Он не имеет высокоразвитой инфраструктуры, но поражает своим масштабом и очень сильно напоминает океанский пляж. На пляже предлагается катание на слонах, скутерах, серфинг и кайтинг. Здесь же в тени пальм развернуты ресторанчики, заманивающие блюдами из свежих морепродуктов. Добраться до пляжа можно на мотобайке, но лучше взять напрокат велосипед (15.000-20.000 донгов). Дорога к морю идет недалеко от реки, мимо рисовых полей. Вы сможете делать остановки в любом месте и выбрать лучшее место для купания. Лучшее время для купания апрель - октябрь. В остальное время это идеальное место для прогулок.

Раскопки археологов говорят о том, что первые поселения на месте нынешнего города были здесь более 2.000 лет назад. Первые письменные упоминания о Файфо, старинное название Хойана, встречаются в записях арабских торговцев VIII века, добиравшихся сюда по суше. Город тогда стоял почти на берегу моря и находился в центре государства Чампа, столица которого Симхапура, нынешнее Чакиеу, находилась неподалеку. Изначально здесь было поселение рыбаков, в котором стали останавливаться торговые суда с острова Ява, с которым у чамов были тесные контакты. Файфо стал главным портом Чампы, а затем и Вьетнама, и оставался им до середины XIX века.

-2

Частые войны между Чампой и Ангкором, а также внутренняя междоусобная борьба, начавшаяся после ослабления кхмерской империи Камбуджадеша, в связи с затяжными войнами с Сиамом не позволяли активно развиваться торговле. И только после фактического развала Чампы, не без политики государства Дайвьет, с середины XV века в город начали прибывать иностранные купцы. Азиатские торговцы оставались здесь даже во времена искусственной изоляции Вьетнама.

Хойан
Бесспорно, выгодное географическое положение Хойана — в центре страны на равном удалении от Китая, Индонезии и Сиама — играло важную роль в развитии порта. Но климатические условия, от которых зависел парусный флот средних веков, являлись определяющими. Дующие осенью северные ветра надували паруса японских и китайских мореходов, но не давали приплыть южанам. Весной, когда направление ветров изменялось, китайцы и японцы могли вернуться домой. Конечно, движение возможно было круглогодично, но не в сезон путь занимал гораздо больше времени. Вынужденное ожидание погоды приводило к тому, что купцы сходили на берег и арендовали склады, занимаясь подготовкой судов и поиском выгодных партий товаров. Со временем они стали покупать участки земли и строить свои дома, улицы и кварталы. Благодаря активности торговцев Страны восходящего солнца Хойан стал застраиваться преимущественно в японском стиле. Тростник на крышах домов заменила обожженная черепица. В период с 1450-х годов по 1637 год в городе были построены основные достопримечательности — пагоды, Японский мост. В 1637 году японцы покинули Хойан в связи с введением в Японии политики изоляции от внешнего мира. Но город не успел стать китайским (хотя их диаспора сегодня самая большая), так как уход японских торговцев совпал с появлением первых европейских кораблей, на которых плыли искатели новых земель и дешевых товаров — специй, фарфора, слоновьих бивней и перламутра.

-3

Хойан
Хойан издавна славился производимыми здесь шелком и фарфором. Становление города как торгового центра и увеличение спроса на этот товар привели к открытию фабрик по их изготовлению (в XVII веке). Для работы на фабриках были приглашены лучшие умельцы провинции, что сделало качество шелка еще лучше а фарфоровые изделия изысканней.

Из Хойана по всей стране стало распространяться христианство, благодаря письменности куок нгы, созданной на основе латиницы жившим здесь французским священником Александром де Родсом.

Во время восстания братьев Тэйшонов в 1776 году город был почти полностью разрушен, но император Жа Лонг и его наследники отстроили город заново, с тех пор он остался практически в неизмененном виде. Даже во время американской войны в город не попал ни один снаряд.

-4

В середине XIX века, когда устье реки обмелело из-за наноса ила, а размеры и осадка кораблей увеличились, порт был перенесен на 30 км севернее, в Дананг. Сегодня Хойан тихий город, имеющий давнюю историю и уникальную старую часть, не подвергающуюся изменениям на протяжении последних двухсот лет и внесенную в список мирового наследия ЮНЕСКО. Пройдя по городу, возникает обманчивое ощущение, что он целиком состоит из старинных лубочных домиков, ателье и отелей. Отдельные исторические здания, которые удалось вывести из жилого сектора, открыты для посещения; по большей части улиц разрешено движение только на велосипедах и мотоциклах, поэтому здесь обычно путешествуют пешком.

Полезная информация

Центральная часть Хойана, несмотря на обилие туристов, все еще консервативна — примите это во внимание при выборе одежды. К тому же в пагоды в шортах и мини-юбках могут и не пустить.

-5

Если вы не купили билет для осмотра памятников города, но захотели посетить одну-две пагоды, не возвращайтесь. Предложите 10.000 донгов проверяющему билеты, а если будет отказываться, то положите их в ящик для пожертвований.

В старом городе, особенно на рынке, будьте предельно внимательны и следите за своими вещами и кошельками — из заднего кармана в толчее могут вытащить, а с шеи — срезать.

Осмотр города займет меньше времени, если вы воспользуетесь велорикшей (минимальная цена 50.000 донгов, но провезут по всем достопримечательностям и будут вас ожидать).

Что посмотреть

-6

Множество деревянных зданий современного города датировано началом XIX века. Проходя по улицам, особенно рано утром или поздним вечером, нетрудно представить хлопанье сотен парусов на рейде, скрип тележек под гнетом товара и зазывные крики продавцов на разных языках.

Все интересные места Хойана расположены на территории старого города и могут быть досконально изучены в течение 4-5 часов, включая остановку на обед. Вход на его территорию свободный, да и как может быть иначе, если это в первую очередь жилой район с магазинами и ресторанами, а уже потом музей. Билет все же существует (75.000 донгов: кассы обозначены на карте, см. стр.167), но он нужен только для входа в пагоды и музеи. Вообще, «музей» этот очень необычен и приятен, этакая куль-турно-шопинговая программа. Покупаешь билет и идешь по городу, заходишь куда хочешь, кроме частных домов (договориться с хозяевами, впрочем, несложно тысяч за 50 донгов), глазеешь по сторонам, покупаешь «нужные» вещи, окультуриваешься.

Многие дома имеют типичное для прошлых веков строение в два этажа: первый использовался под склад-магазин-мастерскую, второй был жилым. Обратите внимание, что для увеличения выставочной площади в несущие балки вставляются горизонтальные доски. Крыши домов, крытые черепицей, со временем покрываются мхом, который весной начинает расцветать, перекрашивая город в зеленый цвет.

-7

Знакомство с городом лучше начать рано утром с рынка. Рынок Хойана достаточно большой (не уступает Донгба в Хуэ по ассортименту), а наличие порта гарантирует большое количество свежих даров моря (завтрак можно перенести сюда). Расположен он углом -одна часть идет от моста Камнам до пристани, а вторая, основная, от пристани углубляется прямо в город. «Ручейки» людей, превращающиеся в «бурлящие потоки», и скопление лодок на реке, точно укажут его местонахождение. Описать рынок сложно — это город в городе, но посещение оставляет массу положительных эмоций и запахов, правда, не всегда приятных европейскому человеку. Будет здорово, если вы вырветесь из рядов соблазнов и выйдете на противоположную от реки сторону рынка.

Здесь расположен храм Куанконг, заложенный еще в 1653 году китайцами. Типичный китайский храм привлекает обилием экспонатов, но одновременно является и самым старым действующим храмом в Хойане. Храм, построенный в честь Куан-конга, помимо его позолоченной статуи содержит скульптуры его генерала и мандарина провинции, в которую входит Хойан. Поклонение не только Будде, но и уважаемым людям, было распространено в Китае и во Вьетнаме, так что фактически каждый храм строился в знак уважения к заслугам популярной личности.

На стенах висят таблицы с указанием имен людей, внесших деньги на содержание храма, иногда их просто пишут на стенах и несущих конструкциях. Оставив свой взнос и заполнив бумажку с именем, можете быть уверены, что и ваша фамилия в скором времени появится здесь (а стены не покроются фразами типа «я был здесь»).

Пройдя храм насквозь, вы попадете в расположенную вплотную к храму пагоду Куанам, в которой сегодня находится исторический музей. Без гида в музее скучно и интерес может вызвать только коллекция колокольчиков и прочих религиозных ударных инструментов.

-8

Выйдя на улицу Tran pnu, продолжите движение по ней направо от осмотренных храмов. Через 100 метров с правой стороны вы увидите разноцветные ворота, за которыми находится Зал собраний китайского Фуцзянского общества (открыт с 7:30 до 12:00 и с 14:00 до 1 7:30). Место несложно найти по большому количеству велорикш у входа. Постройка хоть и называется залом собраний, но по внешнему виду больше похожа на храм.

Само здание изначально было построено для встреч (общения) выходцев из провинции Фуцзянь, сбежавших из Китая в XVII веке после окончания правления династии Минг. В дальнейшем его перестроили в храм для поклонения богине Тхиенхау — спасительнице моряков. Фреска на правой стене сразу после входа в главный храм изображает Тхиенхау во время спасения тонувшего судна, а сама статуя установлена чуть дальше.

Центральный алтарь храма содержит деревянные фигуры глав шести правящих семей Фуцзяни. Справа от алтарной части размещены три фигуры феи в окружении 12 помощниц, призванных обучать новорожденных детей первым навыкам. Присмотритесь к ним внимательнее: одна учит сосать грудь, другая — улыбаться и т.д. Сюда приходят бездетные пары молиться о зачатии.

На потолке висят большие конусообразные витые ароматные палочки. Любой желающий может повесить их в память о чем-то близком — курятся большие конусы более двух недель.

Японский мост. Постройка моста сильно отличается от классических вьетнамских висячих мостов или мостов на палках бамбука. Крытый мост, построенный из камня, служил не только для перехода через реку, но и для защиты от дождя и солнца. Посередине моста находится небольшая пагода Кау (СПиа Сан) для пережидающих непогоду и путников. На ее дверях даже написано, что мост назван в 1719 году Мостом для дальних путников, но это название не прижилось. Первый мост на этом месте был построен в 1593 году японскими торговцами, затем частично перестраивался французами при строительстве дороги, а сегодняшний вид получил после реконструкции 1986 года. Считается, что мост начали строить в год обезьяны, а закончили в год собаки, поэтому фигуры этих животных охраняют вход на него. Если перед мостом свернуть налево, то выйдете на набережную Тхубона и к пешеходному мосту Анхой. На набережной сосредоточено большое количество ресторанчиков, здесь же многочисленные лодочники предлагают катание по реке. После Японского моста старинные постройки, идущие вдоль улицы, начинают постепенно меняться на современные, через 300-400 метров будет площадь с современной церковью. Дорога забирает влево и через пару сотен метров выводит к каодаистско-му храму. От площади, почти в обратном направлении, отходит улица РЬап Спи Тппп, на которой расположена крупнейшая фабрика по производству шелка и керамики.
Японский мост. Постройка моста сильно отличается от классических вьетнамских висячих мостов или мостов на палках бамбука. Крытый мост, построенный из камня, служил не только для перехода через реку, но и для защиты от дождя и солнца. Посередине моста находится небольшая пагода Кау (СПиа Сан) для пережидающих непогоду и путников. На ее дверях даже написано, что мост назван в 1719 году Мостом для дальних путников, но это название не прижилось. Первый мост на этом месте был построен в 1593 году японскими торговцами, затем частично перестраивался французами при строительстве дороги, а сегодняшний вид получил после реконструкции 1986 года. Считается, что мост начали строить в год обезьяны, а закончили в год собаки, поэтому фигуры этих животных охраняют вход на него. Если перед мостом свернуть налево, то выйдете на набережную Тхубона и к пешеходному мосту Анхой. На набережной сосредоточено большое количество ресторанчиков, здесь же многочисленные лодочники предлагают катание по реке. После Японского моста старинные постройки, идущие вдоль улицы, начинают постепенно меняться на современные, через 300-400 метров будет площадь с современной церковью. Дорога забирает влево и через пару сотен метров выводит к каодаистско-му храму. От площади, почти в обратном направлении, отходит улица РЬап Спи Тппп, на которой расположена крупнейшая фабрика по производству шелка и керамики.

Продолжая неспешное движение по улице мимо старинных домов, поражающих изысканной резьбой фасадов с висящими китайскими фонариками, можно посетить музей керамики и пару храмов (находятся на этой же улице). Не сворачивайте в манящие переулки до тех пор, пока ваш путь не будет перегорожен каменной постройкой с черепичной крышей. Это Японский мост.

Еще фото