Большой дворец в Петергофе.
По непогоде мы уже заглядывали во дворец, большой гатчинский. Но там был дворец в домашнем халате, а здесь будет в парадном мундире. Этот дворец был задуман и выстраивался, как наш ответ Чемберлену,т.е. Версалю. И во многом его превзошел. Замысел этого чуда принадлежит Петру I и в общих чертах при его жизни и был осуществлён. Однако наивысшего расцвета он достиг при Елизавете Петровне.
Тогда были завершены почти все войны, достигнуто равновесие внутри страны и настала пора показать всей загранице русскую мощь и русское богатство.
Барокко это вообще стиль демонстрации могущества абсолютизма. И здесь, в Петергофе эта мощь просто оглушает.
Золото потоками, хрусталь каскадами, тончайший фарфор подлеском. Штофный и и набивной шелк на стенах и мебели, в каждой комнате разный. Надо понимать, что эти шелка выполнялись вручную на изготовление 1 кв. м могло уйти полгода.
Зеркала! Драгоценные венецианские зеркала. Их стоимость была баснословной. Только венецианцы могли в то время изготавливать ровное листовое стекло больших размеров и покрывать его серебром с помощью альдегида. Тогда еще такого слова не знали, но технология была. Огромные в изысканнейших оправах, они отражают сверкание, умножают свет, увеличивают пространство и многократно повторяют обилие роскоши.
Только здесь золотая анфилада длиной около 200м не даёт увидеть своего конца. Резьба, лепнина, живопись самых выдающихся мастеров своего времени. Столовые сервизы могли содержать более 2000 предметов.
Изобилие роскоши ослепляет и подавляет. К ней нужно иметь привычку. Неподготовленные люди чувствуют себя потерянными и раздавленными, униженными.
Поэтому не всем нравится такой уровень роскоши. Он и не должен всем нравиться. Его задача- демонстрация силы. А сила власти и должна унижать тех, кто слабее. Это архитектурный прием манипуляции.
Когда Россия показала свою мощь, тогда появилась возможность показать ум. XVIII век при всей своей сумбурности власти дал двух правительниц, укрепивших позиции империи. И в этом дворце очень показательно различие и характеров этих женщин, и условий их правления.
Её кабинет. Даже не кабинет, диванная.
Её кабинет
Екатерине Алексеевне не импонировал стиль этого дворца и прм возможности она переделала для себя другой дворец, который теперь носит ее имя, Екатерининский в Царском селе.
Впоследствии в Петергофе появились покои более поздних поколений обитателей. Их интерьеры также представлены в экспозиции. Но они совсем иные. Я о них расскажу в другой раз.
Также отличаются от всего дворцового убранства покои первого хозяина. Они резко контрастируют по стилю парадным залам. И о них пойдет отдельный рассказ. А пока наслаждайтесь теплым мерцанием среди этой серой унылости.
Другие рассказы ор впечатлениях можно прочитать здесь.
Гатчина большой дворец. Подземелье.
Присоединяйтесь. Ставьте оценки, комментируйте. Я буду рада .