Найти тему
Учёт.pro

Кассовые разрывы

Что такое кассовые разрывы и как с ними бороться

Многим бизнесменам знакома ситуация, когда регулярно не хватает денег на зарплату, налоги или расчеты с поставщиками. Причиной подобных проблем часто бывают кассовые разрывы. Рассмотрим, что такое кассовые разрывы и как от них избавиться.

Что такое кассовые разрывы и чем они отличаются от дефицита

Кассовые разрывы – это разница во времени между поступлениями денег от покупателей и установленными сроками платежей. Например, по условиям договоров оплата за товары должна поступить после 20 октября, а зарплату и налоги нужно заплатить до 15-го.

Важно понимать, что кассовые разрывы – это временный недостаток денег, вызванный тем, что даты поступлений и оплат не согласованы между собой. При этом в целом за относительно длительный период (месяц, квартал) приходы денег превышают расходы.

Если же компания работает с убытком и денег постоянно приходит меньше, чем нужно, то это уже не кассовые разрывы, а дефицит. Тогда все описанные ниже способы борьбы с разрывами сами по себе будут малоэффективны, а использование кредита даже может ухудшить ситуацию.

Но и кассовый разрыв на несколько дней может принести немало проблем. Если речь идет о зарплате, то на компанию может быть наложен штраф за нарушение трудового законодательства в сумме до 100 тыс. руб. (ст. 5.27 КоАП). Кроме того, снизится лояльность сотрудников, а значит – уменьшится эффективность работы.

За просрочку по обязательным платежам налоговики начислят пени. Если нарушить порядок расчета с поставщиками, то возможны штрафы по договору и ухудшение условий поставки в дальнейшем.

-2

Как платежный календарь помогает избавиться от кассовых разрывов

Для избавления от кассовых разрывов нужно добиться того, чтобы каждый день денег было достаточно для проведения всех платежей. Для этого удобно использовать специальную таблицу – платежный календарь.

В календаре нужно расписать поступления и расходы на каждый день. В заполнении этой формы должны участвовать все подразделения компании, которые связаны с расчетами.

Отдел продаж дает информацию о планируемых поступлениях от покупателей, отдел закупок – о выплатах поставщикам, финансовая служба – о зарплате, налогах и расчетах по кредитам.

Нужно обратить особое внимание на строку календаря «Остаток на конец дня». Сумма в ней каждый день должна быть положительной. Отрицательный остаток на конец дня – это и есть кассовый разрыв, он говорит о том, что в этот день компания не сможет провести все необходимые платежи.

Ниже приведен фрагмент платежного календаря. На 11 ноября у организации запланирована выдача зарплаты, но денег на все выплаты не хватает, поэтому образовался двухдневный кассовый разрыв.

-3

Чтобы решить проблему, руководители компании договорились с контрагентами. Платеж от ООО «Север» в сумме 400 тыс. руб. поступит на три дня раньше – не 13.11, а 10.11. Кроме того, перенесли с 09.11 на 13.11 часть оплаты за материалы ООО «Метиз» в сумме 200 тыс. руб. В итоге кассовый разрыв удалось закрыть, и зарплата со всеми налогами будет перечислена вовремя.

-4

Что такое овердрафт и как его использовать для закрытия кассовых разрывов

Но договориться с контрагентами удается не всегда. Бывает, что кассовый разрыв возникает неожиданно, например, кто-то из покупателей без предупреждения не заплатил в срок.

Тогда остается только использовать заемные средства. Но «стандартный» кредит для закрытия кассовых разрывов подходит плохо. Банк обычно рассматривает заявку несколько дней, а деньги могут потребоваться уже завтра. Кроме того, кредит, как правило, выдают не меньше, чем на несколько месяцев, а при досрочном погашении возможны комиссии.

При кассовых разрывах бизнесмену нужна возможность воспользоваться деньгами банка в любой момент и без проблем вернуть их через короткое время. Для этого подходит специальный кредитный продукт – овердрафт. Он напоминает кредитную карту для физических лиц.

Банк устанавливает для своего клиента лимит по овердрафт, обычно – в процентах от месячного оборота по счету. Пока разрывов нет, и компания не пользуется кредитом – ничего платить не надо. Но если появляется необходимость, то можно в любой день по заявлению получить заемные деньги в пределах лимита.

Затем, когда придут средства от покупателей, бизнесмен погасит долг перед банком и в итоге заплатит проценты только за несколько дней разрыва.

Ниже приведен пример закрытия кассового разрыва в случае, когда компании не удалось договориться о переносе платежей.

-5

11 ноября компания воспользовалась овердрафтом в сумме 550 тыс. руб. и 13 ноября после поступления средств от покупателей рассчиталась с банком.

Таким образом, организация избежала кассового разрыва, а банк начислил проценты всего за два дня.

Проценты по овердрафту, как правило, выше, чем по обычному кредиту. Поэтому применят его целесообразно для закрытия коротких разрывов, на несколько дней, или, как максимум – на одну-две недели.

Если же компании все время не хватает средств, то бесконтрольно использовать овердрафт (и кредитные деньги в целом) может быть опасно. Дополнительные расходы в виде процентов могут еще больше ухудшить ситуацию.

При работе с убытком нужно сначала выяснить его причины и наметить пути устранения. И только затем можно брать кредит, если расчеты покажут, что бизнес сможет выйти на прибыль и с учетом процентов.

Вывод

Кассовые разрывы – это временный недостаток денежных средств из-за несогласованности дат поступлений и платежей.

Чтобы контролировать движение денег и своевременно устранять возможные кассовые разрывы, нужно использовать специальную форму – платежный календарь.

Если календарь показывает возможность кассового разрыва, то нужно сначала попробовать договориться с контрагентами о переносе платежей.

Если же перенести оплаты не удалось – тогда удобно использовать кредит в форме овердрафта. При этом компания заплатит проценты только за дни разрыва.

Если причина нехватки денег – в убытках, то полностью избавиться от кассовых разрывов с помощью перечисленных способов будет невозможно. В этом случае нужно сначала разработать план устранения убытков и только потом договариваться с контрагентами и, при необходимости, брать кредиты.

-6

Возможно, эти статьи вас заинтересуют: