Много было троллейбусов ЗИУ-682, но осталось уже мало. Нет, конечно есть несколько десятков городов, где эти машины работают с пассажирами и кажется, что век их вечен.
Но что в Европе, где была большая популяция наших "девяток"?
В Сербии осталось две машины. Одна под № 1 1979 года была в музее ,но позже продана частному лицу. Еще одна, 2000 года, модель ЗИУ-682Г-016 пока стоит в парке, статус не определен.
В Венгрии есть в музеях, а в городе Дебрецен даже в качестве резерва, то есть теоретически может выехать на линию. Машины 1980-х годов выпуска.
Есть в Польше. Во всех городах (их три). Все в статусе ретро. Есть ретро в Греции и Великобритании.
Но сейчас о Болгарии.
Муниципальная транспортная компания Софии в 2019 году провела капитально-восстановительный ремонт советского троллейбуса ЗиУ-682УБ. Работы проводились в троллейбусном депо «Искър».
ЗИУшки работали в болгарской столице 20 лет – с 1985 года по 2005. Однако та машина, которая прошла реставрацию, работала в городе Стара Загора. В 2015 году ее доставили в столицу Болгарии для проведения капитально-восстановительного ремонта, который завершили в марте 2019 года. 14 марта 2019 года восстановленный советский троллейбус 1987 года выпуска прошел первые ходовые испытания.
Сейчас ретро-троллейбус можно взять в аренду. Ее стоимость составляет 180 левов за один час. Максимальная длительность поездки может составлять 2 часа. Ретро-троллейбус получил деповский номер 1028.
Кроме троллейбуса ЗиУ-682УП в Софии планируют восстановить также троллейбус модели «SKODA 9 TR», который также является для столицы Болгарии историческим троллейбусом – такие троллейбусы работали здесь до начала 1990-х годов. Часть машин была передана из столицы в другие города Болгарии. Троллейбус «SKODA 9 TR» для пополнения музейной коллекции электротранспорта Софии доставили из Пасарджика. Он получил название «Божидар», его восстановлением сейчас занимаются специалисты столичного троллейбусного депо «Левски».
Кроме этого, музейными экспонатами являются чешский троллейбус «Škoda 14Tr06» 1985 года выпуска и румынский «DAC-Чавдар 317ETR» 1986 года выпуска. Изначально троллейбус «Škoda 14Tr06» был поставлен с завода «Шкода-Остров» в Софию, однако в 1987 году он был передан в Стару Загору, в 2015 году он вернулся в Софию. Что до румынского троллейбуса-«гармошки», то изначально он работал в Видине, в 2004 году был передан в Пероник, откуда в феврале 2017 года был доставлен в Софию. В столице Болгарии румынские «гармошки» проработали с средины 1980-х до конца 1990-х.
Кроме исторических троллейбусов, в Софии также планируют восстановить несколько автобусов, которые ранее работали в городе.
На данный момент в столице Болгарии восстановлено два ретро-трамвая, которые выпущены в далеком 1924 году, которые в выходные и праздники курсируют по городу, бесплатно перевозя пассажиров. В общей сложности транспортная компания Софии обладает 13 музейными трамвайными вагонами.