Поскольку ранее статистика Живого Журнала и дзена показывала, что на ЖЖ за документами переходят довольно редко, то самые любопытные материалы также будут выкладываться на этом канале.
В данном случае, "руководство по обучению вождению танка", использованное в предыдущей статье.
Поскольку, весь объём брошюры в одной статье не разместить, будут скриншоты с таблицами* и пояснения.
- таблицы, по возможности, будут "переклеены" под формат дзена, но с разрешением оригинала ничего поделать не получится
Руководство по обучению вождению танков - это методическая брошюра для тех, кто занимается обучением, а не для самих курсантов.
Курс вождения танков состоит из трёх разделов:
- вождение вспомогательных машин
- вождение танков
- усовершенствование в вождении танков
Каждый курс делился на упражнения, которые курсант или мехвод должен был освоить.
Брошюра подчёркивает необходимость изучения курсов в указанном порядке и неразрывности курса вождения. Выделение моточасов на прохождение курсов первого года обучения - строгое, с запретом снижать его. Учебные часы могут могут уменьшаться или увеличиваться в пределах 15%.
Первый год обучения курсант проходит именно как курсант - обучение ведётся в училище, школе при воинской части или специально выделенном подразделении.
Второй и третий годы обучения проводятся уже в действующем подразделении, поэтому выделение учебных и моточасов менее строгое.
Вождение вспомогательных машин - это вводный курс, призванный познакомить курсанта с тем, что такое машина и обучить основам вождения на той технике, которую, говоря обыденным языком, не жалко.
- такие относительно простые, на современной технике, элементы вождения как переключение передач, на технике 1930-х и 1940-х годов были заметно сложнее из-за отсутствия, например, синхронизаторов переключения передач
- по той же причине, существовал риск повреждения КПП при неправильном переключении
Курсант учился чувствовать отклик машины на работу с органами управления, осваивал определение оборотов двигателя и скорости по приборам.
Обучение шло на тракторах и автомобилях*.
- где были - на танкетках
Будущие водители средних и тяжёлых танков проходили данный курс на лёгких или малых танках, заодно знакомясь со спецификой работы приборов и органов управления танком.
Данный курс занимает 15 учебных часов, моточасов (время работы двигателя) выделяется 2 часа:
От данного курса освобождались курсанты имеющие опыт вождения автомобиля или трактора.
Вождение танков - начальный курс в рамках которого курсант должен был, начав с основ вождения танка, закончить преодолением препятствий от естественных, до противотанковых, и управлением танка в бою.
В него включались три задачи, в порядке прохождения:
- начальное обучение вождению танка
- преодоление препятствий
- вождение танка в бою
Структура обучения:
- теория
- тренировка (на учебных приборах, тренажёрах и на танках - без расхода моточасов)
- практика
Учебное вождение, после сдачи курса по задаче №1 (начальное вождение), проводится при закрытом люке танка.
Начальное обучение:
Преодоление препятствий:
Вождение в боевых условиях:
Продолжительность курса - 100 учебных часов под которые выделяется 10 моточасов для лёгких танков или 5 моточасов для средних и тяжёлых.
Для колесно-гусеничных танков и амфибий есть соответствующие дополнительные упражнения: вождение на колёсном ходу и преодоление препятствий на плаву, соответственно.
Расчёт по часам, колёсно-гусеничные танки и плавающие танки:
Продолжая пример с работой КПП:
Все упражнения предварительно отрабатываются на тренажёрах, а объяснения с показом на макетах и приборах:
Курсанты.
В той или иной мере, овладеть управлением танком должен был каждый из членов танкового экипажа.
Танкодромы.
Первая задача в курсе вождения выполняется на огороженной площадке. На специально оборудованные полосы курсанты переходят на 1-м упражнении второй задачи - преодолении препятствий.
Первые упражнения на танкодроме:
От механиков-водителей второго и третьего годов обучения требуют уже не просто уверенного вождения:
Упражнения на танкодромах проходят при закрытых люках. В том числе и те, что выполняются задним ходом. Далеко не на всех танках есть приборы для наблюдения назад и ни на одном их нет у мехвода. По сути, это ещё и проверка навыков работы механика-водителя в составе экипажа, слаженности работы экипажа.
Инструкторы могут потребовать выполнения упражнений на время.