Найти тему
Coracero

Обучение вождению танка механика-водителя Красной Армии. 1941-й год.

Поскольку ранее статистика Живого Журнала и дзена показывала, что на ЖЖ за документами переходят довольно редко, то самые любопытные материалы также будут выкладываться на этом канале.

В данном случае, "руководство по обучению вождению танка", использованное в предыдущей статье.

Поскольку, весь объём брошюры в одной статье не разместить, будут скриншоты с таблицами* и пояснения.

  • таблицы, по возможности, будут "переклеены" под формат дзена, но с разрешением оригинала ничего поделать не получится

Руководство по обучению вождению танков - это методическая брошюра для тех, кто занимается обучением, а не для самих курсантов.

Курс вождения танков состоит из трёх разделов:

  1. вождение вспомогательных машин
  2. вождение танков
  3. усовершенствование в вождении танков
-2

Каждый курс делился на упражнения, которые курсант или мехвод должен был освоить.

Брошюра подчёркивает необходимость изучения курсов в указанном порядке и неразрывности курса вождения. Выделение моточасов на прохождение курсов первого года обучения - строгое, с запретом снижать его. Учебные часы могут могут уменьшаться или увеличиваться в пределах 15%.

Первый год обучения курсант проходит именно как курсант - обучение ведётся в училище, школе при воинской части или специально выделенном подразделении.

Второй и третий годы обучения проводятся уже в действующем подразделении, поэтому выделение учебных и моточасов менее строгое.

Вождение вспомогательных машин - это вводный курс, призванный познакомить курсанта с тем, что такое машина и обучить основам вождения на той технике, которую, говоря обыденным языком, не жалко.

  • такие относительно простые, на современной технике, элементы вождения как переключение передач, на технике 1930-х и 1940-х годов были заметно сложнее из-за отсутствия, например, синхронизаторов переключения передач
  • по той же причине, существовал риск повреждения КПП при неправильном переключении

Курсант учился чувствовать отклик машины на работу с органами управления, осваивал определение оборотов двигателя и скорости по приборам.

Обучение шло на тракторах и автомобилях*.

  • где были - на танкетках

Будущие водители средних и тяжёлых танков проходили данный курс на лёгких или малых танках, заодно знакомясь со спецификой работы приборов и органов управления танком.

Данный курс занимает 15 учебных часов, моточасов (время работы двигателя) выделяется 2 часа:

-3

От данного курса освобождались курсанты имеющие опыт вождения автомобиля или трактора.

Вождение танков - начальный курс в рамках которого курсант должен был, начав с основ вождения танка, закончить преодолением препятствий от естественных, до противотанковых, и управлением танка в бою.

В него включались три задачи, в порядке прохождения:

  1. начальное обучение вождению танка
  2. преодоление препятствий
  3. вождение танка в бою

Структура обучения:

  1. теория
  2. тренировка (на учебных приборах, тренажёрах и на танках - без расхода моточасов)
  3. практика

Учебное вождение, после сдачи курса по задаче №1 (начальное вождение), проводится при закрытом люке танка.

Начальное обучение:

-4

Преодоление препятствий:

-5

Вождение в боевых условиях:

-6

Продолжительность курса - 100 учебных часов под которые выделяется 10 моточасов для лёгких танков или 5 моточасов для средних и тяжёлых.

Для колесно-гусеничных танков и амфибий есть соответствующие дополнительные упражнения: вождение на колёсном ходу и преодоление препятствий на плаву, соответственно.

Расчёт по часам, колёсно-гусеничные танки и плавающие танки:

-7

Продолжая пример с работой КПП:

-8

Все упражнения предварительно отрабатываются на тренажёрах, а объяснения с показом на макетах и приборах:

Курсанты.

В той или иной мере, овладеть управлением танком должен был каждый из членов танкового экипажа.

-10
-11
-12

Танкодромы.

Первая задача в курсе вождения выполняется на огороженной площадке. На специально оборудованные полосы курсанты переходят на 1-м упражнении второй задачи - преодолении препятствий.

Первые упражнения на танкодроме:

-13

От механиков-водителей второго и третьего годов обучения требуют уже не просто уверенного вождения:

-14

Упражнения на танкодромах проходят при закрытых люках. В том числе и те, что выполняются задним ходом. Далеко не на всех танках есть приборы для наблюдения назад и ни на одном их нет у мехвода. По сути, это ещё и проверка навыков работы механика-водителя в составе экипажа, слаженности работы экипажа.

Инструкторы могут потребовать выполнения упражнений на время.