Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета и Томского политехнического университета создали инновационный материал, который способен обеспечить надёжную защиту для автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того, в перспективе материал можно будет применять в отделке фасадов зданий и создании тротуарной плитки.
Высокую прочность уникальному материалу обеспечивает особая структура, созданная благодаря комплексу соединений в составе. Броня состоит из оксидов кремния, магния, алюминия, титана, марганца, кальция, натрия, калия, хрома, ванадия, а также серы. Структура содержит кубические элементы, которые «встроены» в более крупные сферические по принципу матрёшки, а между ними содержится прослойка в виде сетчатого каркаса. Как отмечают разработчики, материал похож на керамические вставки в бронежилете — во время аварии энергоёмкий материал берёт удар на себя, а автомобиль остаётся целым.
Инновационный материал был получен путём смешивания компонентов в разных пропорциях и обработки сырья при температуре более 1400 градусов Цельсия, а затем постепенного охлаждения в течение 15 часов. При этом, в отличие от аналогичных материалов, разработка российских учёных была выполнена без применения токсичных и опасных компонентов, к примеру, оксида кобальта или редких карбидов. Кроме того, броня не требует дорогостоящей обработки, что делает её широкодоступной для применения. По износостойкости материал превосходит металл, а по прочности его можно сравнить с камнем.