Найти тему
Троянская Кляча

Как это - сняться в документалке про старинные костюмы. Репортаж со съемок. Показываю всю "кухню" изнутри

Кто хоть раз в жизни стоял перед камерой, ходил по подиуму или вел прямые эфиры, тот знает, какой это бешеный адреналин и кайф. А тем, кто не отведал этого пирога, я сейчас все расскажу и покажу. Поверьте, оно того стоит!

У меня, Елены Троянской, есть опыт работы на центральном телевидении, опыт ведения прямых эфиров и интервью. Причем интервью с обеих сторон - и задающего вопросы, и отвечающего.

А вот в фильмах я не снималась никогда. Поэтому когда мне предложили поучаствовать в съемках документального фильма, посвященного старинным женским костюмам Брянщины, раздумывать было не о чем.

Надо заметить, что Брянская область уникальна по своему расположению. Она граничит с Украиной и Белорусью, и национальные традиции и костюмы здесь колоритны, как нигде.

Последние приготовления. Убираю блеск на коже.
Последние приготовления. Убираю блеск на коже.
Условия съемок были жесткими. Никаких окрашенных или коротких волос, татуажа бровей, маникюра и мейкапа. Все должно быть на 100% натурально. Чтобы образ получился целостным и органичным.

Честно говоря, меня это крайне смущало. Я привыкла к очень яркому визажу в Останкино, который справедливее назвать гримом, а не макияжем. Но делать нечего.

Студия, в которой проходили съемки (ТРК "Брянская Губерния"), - это небольшое помещение, где с одной стороны громоздилась вся аппаратура и свет, а с другой - работали модели и актеры.

Окон нет. Освещение специфическое - используются специальные софиты. Стены черные.

Если речь о прямых телевизионных эфирах, то обязательно висят часы и электронное табло, где идет обратный секундный отсчет до начала эфира, а потом они нужны для контроля времени в процессе работы.

Привезли мой костюм. Мне досталось женское платье Жуковского района. Костюмы и реквизит для съемок дали в долг местные музеи. Все элементы женского платья - старинные, полностью аутентичные. Им больше 100 лет!

На моем костюме оказалась фантастическая вышивка. Очевидно, что вышивальщицей была проделана огромная работа, требующая большоего мастерства. Все стежки лежали идеально гладко.

А ведь это платье простой русской крестьянки!

Надев костюм, мне показалось, что я шагнула в другую эпоху. Интересно, как звали хозяйку этого платья? На какие праздники она его надевала и много ли потратила времени на пошив?

Этого не узнать никогда - хозяйки костюма много лет нет в живых.

Помимо видеосъемки, велась и фотосъмка. Именно эти фото вы сейчас видите.
Помимо видеосъемки, велась и фотосъмка. Именно эти фото вы сейчас видите.

Оказывается, костюм простой русской женщины состоял из множества элементов. Рубашка, фартук, юбка, колье и бусы (аутентичные названия - рубаха, запон, понёва, бараниски, чепка).

Надев все, чувствуешь себя капустой. Сейчас так никто не одевается. А тогда была важна каждая деталь, даже то, как распределены складки рубахи под поясом.

Рубашка собиралась складками на попе и перехватывалась поясом, чтобы создать эффект больших и пышных форм. Нет своих - создаем иллюзию с помощью одежды.

Попа должна быть - ого-го! Это первый закон женской привлекательности в старой русской глубинке.
Можно сколько угодно плести костички, их все равно никто не увидит. Они будут спрятаны под платок.
Можно сколько угодно плести костички, их все равно никто не увидит. Они будут спрятаны под платок.
Вот под такой платок. Честно говоря, просматривая потом фото, я себя с трудом узнавала.
Вот под такой платок. Честно говоря, просматривая потом фото, я себя с трудом узнавала.

Самая большая сложность у всей съемочной группы возникла с лаптями. Я ношу обувь 36 размера, а лапти были не меньше 41-го. Честные, древние, настоящие. Между лыком на подошве сохранились остатки земли.

Если присмотреться, это видно на некоторых фотографиях. Как и то, что рукава рубашки мне длины. Очевидно, их владелица была очень рослой крестьянкой.

Когда еще дождешься, чтобы режиссер помогал тебе надеть лапти, стоя на коленях!
Когда еще дождешься, чтобы режиссер помогал тебе надеть лапти, стоя на коленях!

Что еще сказать? Короткий 2-минутный эпизод мы снимали полдня. Устали все. А у меня очень замерзли ноги - несколько часов босиком. Лапти по сценарию я надевала в самом конце.

Но выдержке режиссера Евгении Павлюковой можно поставить памятник.

Бесконечное количество дублей, блестит лоб - переснимаем. Здесь не так заломились рукава, не видно вышивки, тут лапти слишком очевидно велики - ПЕРЕСНИМАЕМ!

Зато результат, на мой взгляд, - великолепный. Во всяком случае, я довольна. Режиссер - тоже.

Что именно у нас получилось, можно увидеть здесь.