Кто хоть раз в жизни стоял перед камерой, ходил по подиуму или вел прямые эфиры, тот знает, какой это бешеный адреналин и кайф. А тем, кто не отведал этого пирога, я сейчас все расскажу и покажу. Поверьте, оно того стоит!
У меня, Елены Троянской, есть опыт работы на центральном телевидении, опыт ведения прямых эфиров и интервью. Причем интервью с обеих сторон - и задающего вопросы, и отвечающего.
А вот в фильмах я не снималась никогда. Поэтому когда мне предложили поучаствовать в съемках документального фильма, посвященного старинным женским костюмам Брянщины, раздумывать было не о чем.
Надо заметить, что Брянская область уникальна по своему расположению. Она граничит с Украиной и Белорусью, и национальные традиции и костюмы здесь колоритны, как нигде.
Условия съемок были жесткими. Никаких окрашенных или коротких волос, татуажа бровей, маникюра и мейкапа. Все должно быть на 100% натурально. Чтобы образ получился целостным и органичным.
Честно говоря, меня это крайне смущало. Я привыкла к очень яркому визажу в Останкино, который справедливее назвать гримом, а не макияжем. Но делать нечего.
Студия, в которой проходили съемки (ТРК "Брянская Губерния"), - это небольшое помещение, где с одной стороны громоздилась вся аппаратура и свет, а с другой - работали модели и актеры.
Окон нет. Освещение специфическое - используются специальные софиты. Стены черные.
Если речь о прямых телевизионных эфирах, то обязательно висят часы и электронное табло, где идет обратный секундный отсчет до начала эфира, а потом они нужны для контроля времени в процессе работы.
Привезли мой костюм. Мне досталось женское платье Жуковского района. Костюмы и реквизит для съемок дали в долг местные музеи. Все элементы женского платья - старинные, полностью аутентичные. Им больше 100 лет!
На моем костюме оказалась фантастическая вышивка. Очевидно, что вышивальщицей была проделана огромная работа, требующая большоего мастерства. Все стежки лежали идеально гладко.
А ведь это платье простой русской крестьянки!
Надев костюм, мне показалось, что я шагнула в другую эпоху. Интересно, как звали хозяйку этого платья? На какие праздники она его надевала и много ли потратила времени на пошив?
Этого не узнать никогда - хозяйки костюма много лет нет в живых.
Оказывается, костюм простой русской женщины состоял из множества элементов. Рубашка, фартук, юбка, колье и бусы (аутентичные названия - рубаха, запон, понёва, бараниски, чепка).
Надев все, чувствуешь себя капустой. Сейчас так никто не одевается. А тогда была важна каждая деталь, даже то, как распределены складки рубахи под поясом.
Рубашка собиралась складками на попе и перехватывалась поясом, чтобы создать эффект больших и пышных форм. Нет своих - создаем иллюзию с помощью одежды.
Попа должна быть - ого-го! Это первый закон женской привлекательности в старой русской глубинке.
Самая большая сложность у всей съемочной группы возникла с лаптями. Я ношу обувь 36 размера, а лапти были не меньше 41-го. Честные, древние, настоящие. Между лыком на подошве сохранились остатки земли.
Если присмотреться, это видно на некоторых фотографиях. Как и то, что рукава рубашки мне длины. Очевидно, их владелица была очень рослой крестьянкой.
Что еще сказать? Короткий 2-минутный эпизод мы снимали полдня. Устали все. А у меня очень замерзли ноги - несколько часов босиком. Лапти по сценарию я надевала в самом конце.
Но выдержке режиссера Евгении Павлюковой можно поставить памятник.
Бесконечное количество дублей, блестит лоб - переснимаем. Здесь не так заломились рукава, не видно вышивки, тут лапти слишком очевидно велики - ПЕРЕСНИМАЕМ!
Зато результат, на мой взгляд, - великолепный. Во всяком случае, я довольна. Режиссер - тоже.
Что именно у нас получилось, можно увидеть здесь.