Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Когда впервые столкнулись Восток и Запад? (часть 1)

Часть 1

С давних времен менталитет германцев и других народов, заселявших Западную Европу, определяло прагматичное римское мировоззрение, а у славян доминировало – византийское.

Для западных народов (германской языковой группы) приоритетной была материальная составляющая, для славян важнее являлась духовная, что не утратило актуальности и в наши дни. Но дело не только в этом. Разлом сегодня углубляется по всем векторам – в политике и экономике, в социокультурном и религиозном отношении. А главное – мы, кажется, вообще перестаем понимать друг друга.

В этой связи представляет интерес вопрос: когда и почему все это началось?

Многие связывают существующее противостояние между двумя цивилизациями – восточной и западной – с Великим расколом 1054 года, когда христианская церковь разделилась на католичество и православие. А затем, с конца XI века, начались крестовые походы.

Взятие Константинополя крестоносцами. Эжен Делакруа. 1840 г. Лувр.
Взятие Константинополя крестоносцами. Эжен Делакруа. 1840 г. Лувр.

Между тем, этот раскол стал лишь кульминацией теологических и политических разногласий Востока и Запада, которые накапливались на протяжении нескольких веков. Причем, первое серьезное столкновение между двумя цивилизациями произошло, судя по всему, в IV веке, о чем мало кто знает.

Подтверждение своим предположениям нашел лишь у одного нашего историка – Г.Е. Захарова. Он справедливо отмечает, что в историографии отсутствуют специальные работы, посвященные изучению истоков оппозиции Восток-Запад. А далее пишет: «Первым конфликтом в истории христианства, который был интерпретирован его участниками как столкновение Востока и Запада, следует считать арианский кризис IV в.»[1].

Попытаемся разобраться в истоках и причинах этого кризиса. Но прежде – несколько слов о том тревожном времени.

IV век знаменателен процессом обращения в христианство громадной Римской империи. Религия христиан впервые приобрела тогда статус законной. А затем – утвердилась в качестве государственной и стала оказывать влияние практически на все сферы жизни римского общества. Да и не только римского. Благодаря императору Константину, христианство становилось мировой религией. Он, по сути, заложил основы нового миропорядка, действующего до сих пор. Но тогда же, в IV веке, образовалась и глубокая трещина между Востоком и Западом. Со временем она превратилась в огромную пропасть, которая продолжает и ныне углубляться.

Бюст Константина Великого (Музей Метрополитан. Нью-Йорк)
Бюст Константина Великого (Музей Метрополитан. Нью-Йорк)

Как известно, римский император Феодосий (346-395) был последним, кто возглавлял всю Римскую империю. Однако, практически весь IV век она являлась единой лишь формально, а фактически еще в конце III века была разделена на две части – Восточную и Западную.

И тогда же были посеяны зерна раздора, из которых взросла оппозиция и началось цивилизационное противостояние. Оно усиливалось по всем областям жизни. Так, в Православной энциклопедии можно прочесть, что «вероятно, особенно кризисная финансовая ситуация возникла ок. 321-324 гг., когда имп. Лициний на Востоке начал …вести экономическую войну против Константина», выпустив в обращение новые монеты.

И все же, основной разлом между Востоком и Западом образовался не в экономике, а в религиозной сфере. И это не удивительно, поскольку идеалом и целью императора Константина, а затем и его сына Констанция, было желание превратить все свое государство в Церковь…

В такой ситуации несогласие в вопросах веры между церквами Востока и Запада не могло не привести к углублению противостояния во всех других областях жизни.

Г.Е. Захаров отмечал, что «оппозиция Запад–Восток, возникнув в восточных церковных кругах и сохраняя там свою актуальность, благодаря арианским спорам вошла и в западную церковную традицию»[2].

К арианским спорам (помимо самого Ария) имели непосредственное отношение люди, которых Церковь почитает Великими, причислив их к лику святых. Это – упомянутый римский император, Св. равноапостольный Константин и епископ Александрийский, Свт. Афанасий – великий отец и учитель Церкви.

Свт. Афанасий Великий. Фреска собора монастыря прп. Антония Великого в Египте. XIII в.
Свт. Афанасий Великий. Фреска собора монастыря прп. Антония Великого в Египте. XIII в.

Парадокс заключается в том, что еретика Ария поддерживало большинство восточных епископов, а Афанасий Великий в период первой опалы скрывался на Западе.

Константин тоже начинал править на западе империи – в Риме. А на Востоке ему противостоял Лициний. В 316 (или 314) году между ними начались междоусобные войны. Константин, одержав в 324 году окончательную победу, устроил «ряд различных репрессивных кампаний в отношении подлинной и мнимой оппозиции» (Православная энциклопедия). В 325 году был повешен Лициний, убит его сын Лициниан (племянник Константина), в 326 году – отравлен по приказу Константина его старший сын Крисп, а затем убита его жена Фавста…

Потом, решив опереться в борьбе с оппозицией на неродовитое чиновничество (как позже поступил и Иван Грозный) Константин начал строить Константинополь. Он «стремился создать в новой столице новую элиту служилого сословия, которая в перспективе могла бы противостоять влиянию староримской знати и даже вытеснить ее с политической сцены» (Православная энциклопедия).

Арианские споры историки относят к числу самых яростных и ожесточенных. Между тем, касались они вопроса, который может показаться многим моим современникам несущественным. Это вопрос о соотношении лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.

Между тем, Пресвятая Троица – это важнейший догмат, на котором возведено все здание Православия. И это – величайшая мировая загадка, над разрешением которой великие умы бьются не одну сотню лет… Но разгадать не могут. Поскольку этот догмат непостижим на уровне рассудка. Его нельзя рационально объяснить. Поэтому абсолютное большинство попыток сделать это во все времена приводило к появлению ересей и практически все споры заканчивались судами.

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Итак, основные противники арианского спора – Арий и Афанасий Великий. Первый являлся лидером антиохийской богословской школы. Второй – самый яркий представитель александрийцев. Между тем, в публичных схватках друг с другом им практически не довелось участвовать. Когда Арий появился в Александрии, а случилось это еще в начале века, его имя уже было хорошо известно среди богословов. А.В. Карташев писал: «Арий в среде пресвитеров был величиной 1-го ранга. Ученый-диалектик, красноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик в аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения (даже враги не сочинили о нем ничего худого), он был кумиром многих своих прихожан, особенно женщин»[3].

В то время, когда Арий начал публично распространять свои взгляды, он, по мнению ряда исследователей, имел сочувствие у трети городского клира. Звезда же Афанасия начала всходить только после Никейского собора 325 года, на котором Арий был осужден как еретик и вскоре изгнан в Иллирию. Скончался он в 336 году, когда уже Афанасий находился в ссылке.

Архивные источники описывают Афанасия Великого весьма неопределенно. Родился он, вероятно, в конце III столетия в Александрии. Где обучался, и кто были его наставники, – точно неизвестно. Сам Афанасий называл себя учеником основателя православного монашества преп. Антония Великого. К числу его наставников надо отнести и Александра, епископа Александрии, у которого Афанасий проживал и личным секретарем которого являлся.

В перипетиях арианского спора современному человеку разобраться далеко непросто. Во-первых, сама тема сложна. Во-вторых, эта история существенно отретуширована церковными историками. Причины церковных разногласий дошли до нас, в основном, в трактовке Афанасия и его сторонников[4].

Как известно, Первый Вселенский собор, проведенный в 325 году в Никее, осудил арианскую ересь, но вражду не остановил. Вскоре выяснилось, что большинство восточных епископов, проголосовавших за Никейский символ веры, по сути, его вовсе не поддерживает. И даже отвергает. Не вдаваясь в детали, отметим, что страсти разгорелись с новой силой всего из-за одного, неоднозначно понимаемого слова. Слово это – «единосущный». Его было предложено включить в символ веры для определения отношения Иисуса Христа к Богу-Отцу. Многих епископов этот термин смущал, как имевший отношение к модалистской ереси[5].

Первый Вселенский собор. Дионисий. 1502-1503 гг. Роспись ц. Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Первый Вселенский собор. Дионисий. 1502-1503 гг. Роспись ц. Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

К этому стоит добавить, что часть епископов – и не только из числа сторонников Ария – боролась в те годы не столько за чистоту веры, сколько за близость к императору Константину. Он же, оставаясь фактически язычником[6], действовал по своему разумению, в интересах восстановления единства церкви и, как ему казалось, примирения противоборствующих сторон.

Вот так все было тогда неоднозначно и противоречиво.

Поэтому, когда современный человек пытается вникнуть в предмет спора, у него появляется еще больше вопросов. Основным является следующий: в чем именно усматривалась опасность арианства?

Надо сказать, что многие не понимали этого и в IV веке, не говоря уже о дне сегодняшнем.

По словам церковного историка Сократа Схоластика, «война» епископов «ничем не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую».

Не понимал опасности ереси и сам император Константин. В своем письме зачинщикам спора епископу Александру (учителю Афанасия) и Арию он призывал их к примирению, отмечая: «Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу».

Константин, конечно, не разбирался в тонкостях богословских споров. Между тем, из сочинения историка Созомена можно понять, что и упомянутый александрийский архиепископ Александр сначала не распознал опасность арианства. Лишь позже прояснилось, что взгляды Ария могут подорвать саму основу, фундамент христианства. Ведь из его рассуждений вытекало, что Иисус Христос – не Бог. Он всего лишь «Сын Бога». Сыновство же предполагает рождение и, соответственно, неравенство Сына Отцу во времени.

«Было время, когда Сына не было», - утверждал Арий. Что касается Св. Духа, то мнению Ария, он являлся высшим творением Сына. Такое соотношение называют убывающей Троицей.

Свт. Афанасий Великий. Слова против ариан. Слово 1-е.1488 г. (РГБ)
Свт. Афанасий Великий. Слова против ариан. Слово 1-е.1488 г. (РГБ)

По сути, Арий отвергал «единосущие» Отца и Сына. Ведь Сына и Св. Духа он считал тварями, то есть производными от Бога, сотворенными Богом. Однако, как писал профессор А.А. Спасский, важнее даже не это, а утверждение Ария о «происхождении Сына из несущего»[7], поскольку мысль о том, что Сын по Своей природе ниже Отца, до Ария высказывали и другие богословы, в том числе Тертуллиан и Ориген. Но они полагали, что Сын начало Свое получил в божественной природе Отца. А у Ария, напротив, Сын возникает из несущего. То есть, Бог вначале вынужден был создать посредника, второго Бога, чтобы с Его помощью создать все остальное. Для чего? Арий полагал, что посредник был необходим, поскольку Сам Бог запределен миру, который просто не выдержал бы прикосновения сверхмощной Его десницы. При этом, Арий утверждал, что Сын неизменяем и был прежде времен и веков.

Не углубляясь далее в тонкости богословского спора, отметим, что в любом случае, из всего этого вытекало, хоть и не явно, что Иисус Христос не вполне равен Богу-Отцу. А значит, спор этот не относился к числу отвлечённых умствований и рассуждений. И он реально затронул значительное число людей – как церковнослужителей, так и мирян. При этом, многие из них в те годы склонялись в сторону учения Ария. Вирус арианства серьезно поразил Восточную церковь, глубоко проник в народные массы.

Споры разрастались как эпидемия. Участие в них стали принимать не только священнослужители, но и простые люди. Эти вопросы находились в центре обсуждения на площадях и рынках.

Афанасий Великий тушил этот вселенский пожар всю свою жизнь.

Константин Великий на Первом Вселенском Соборе. Сожжение арианских книг. Лист из сборника по каноническому праву. Италия. 825 г.
Константин Великий на Первом Вселенском Соборе. Сожжение арианских книг. Лист из сборника по каноническому праву. Италия. 825 г.

На Никейском Соборе 325 года «нечестивое учение» Ария было предано анафеме, его сочинение «Талия» (Пиршество) было предано огню. Сам Арий и несколько его сторонников были лишены епископских должностей и отправлены императором в ссылку. В этой связи исследователи обращают внимание на важное обстоятельство – «дополнение к церковному наказанию гражданского имело серьезные последствия – был создан прецедент вмешательства светских властей для защиты того, что считалось правильным учением»[8].

По сути, Константин соединил государственную и церковную власть – созыв Соборов, возбуждение судебных процессов по церковным делам, утверждение и исполнение судебных решений становились прерогативой императорской власти.

Между тем, через несколько лет после Никейского собора начал набирать обороты обратный процесс, который историки называют антиникейством.

Главным противником Афанасия становится Евсевий Никомидийский, один из сосланных императором епископов. Между ними началась открытая вражда. В ходе этой борьбы против Афанасия использовались очень грязные приемы, выдвигались сфальсифицированные обвинения. Достаточно вспомнить, самое известное – убийство некоего Арсения и использование для волхования отрубленной у него руки. Но нельзя исключать, что и Афанасий отвечал своим противникам тем же. Так, по версии историка Филосторгия, Афанасий с целью компрометации главного своего оппонента Евсевия Никомедийского «подкупил некую блудницу», которая должна была говорить, что забеременела от него, но в суде епископов заявила, что она «не настолько безумная, чтобы обвинять подобных им мужей в постыдном распутстве»[9].

Г.Е. Захаров отмечал: «Конфликт был осмыслен как столкновение Востока и Запада лишь на рубеже 330-х и 340-х гг., когда влиятельная на Востоке группа епископов, т.н. евсевиане (сторонники Евсевия Никомидийского) инициировали повторное изгнание с Александрийской кафедры св. Афанасия Великого»[10].

Об этом и о зарождении оппозиции по линии Восток-Запад – расскажу в следующий раз.

[1]Захаров Г.Е. Арианский кризис IV века и возникновение оппозиции Запад-восток в раннехристианской традиции. Диалог со временем. 2017. Вып. 58. с. 141.

[2] Там же. С. 149.

[3]Карташев А.В. Вселенские Соборы. Holy Trinity Orthodox School (электронная версия). С. 12.

[4]Филосторгий – единственный церковный историк, описавший историю споров с арианских позиций.

[5]Модалисты утверждали, что Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными лицами вечного Бога, а некими временными, в которых Бог себя раскрывает.

[6]Константин принял крещение лишь в 337 году, находясь на смертном одре.

[7]Спасский А.А. История догматического движения в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад. 1914 (фототипическое переиздание, 1995).

[8] Гонсалес Х. История христианства. СПб. Библия для всех. 2002.

[9]Цит. по: Тимофеев М.А. и др. Церковные историки IV-V веков. С. 195).

[10] Захаров Г.Е. Указ. соч. с. 142.