Найти тему
Занудный балет

Первый в истории балета судебный процесс о плагиате хореографии: кто был вовлечен, чем все закончилось

Собственно, история эта о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем два великих балетмейстера 19 века - Мариус Петипа и Жюль Перро.

О Петипа я думаю, расписывать нет смысла - все и так знают, кто это, и что он сделал для русского и мирового балета. Достаточно сказать, что почти все дошедшие до нас шедевры мировой классики балета либо были им сочинены, либо им в разное время восстанавливались (редактировались).

Мариус Петипа
Мариус Петипа

Жюль Жозеф Перро, если коротко, - французский танцовщик и балетмейстер, который в середине 1800-х годов был известен по всей Европе. Засветился и в Парижской опере, и на петербургской сцене (работал в России в 1848-1859 годах). Это именно он первосоздатель таких классических хитов, как "Жизель", "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника", "Ундина, или Наяда", "Па де катр" и т.д. Хореограф-новатор, старший товарищ Петипа, у которого тот многому научился, и много чего перенял.

Жюль Перро
Жюль Перро

Когда Перро был главным балетмейстером Большого каменного театра Петербурга, Петипа время от времени бывал у него в ассистентах (н-р, при переносе балета "Корсар" из Парижа на петербургскую сцену). Они были в дружеских отношениях, но все изменилось в один момент.

Завязку этой истории можно прочесть в мемуарах Петипа. Вместе с супругой, русской танцовщицей Марией Суровщиковой-Петипа, он во время трехмесячного отпуска в 1861 году отправился в Париж. В столице Франции им удалось дать несколько представлений в Парижской опере, - главной балетной площадке Европы того времени. И даже удалось выпросить у директора театра Альфонса Руайе бенефис для супруги, крайне выгодный в финансовом плане.

Для выступления в нем, среди прочих номеров, был выбран балет "Своенравная жена", но при этом Петипа захотел в него вставить эффектный номер под названием "Космополитана" из балета "Газельда", который принадлежал как раз Жюлю Перро.

Петипа, как человек порядочный (как сам себя он характеризовал), решил спросить разрешения на данную вставку у Перро, который на тот момент находился в Париже. Он был уверен, что тот ему не откажет, ведь они были "в самых дружественных отношениях" (опять же по словам Петипа). Но случилось то, что он застал Перро в не самом лучшем расположении духа. Вот каков был диалог, судя по мемуарам:

- Нет, друг мой, не разрешаю, — ответил Перро.

- Почему?

- А потому, что директор здешней оперы, да и все другие, обошлись со мной весьма неучтиво.

- Но ведь об этой услуге тебя просит не директор, а я, твой друг.

- Все равно, я не разрешаю. Нет, нет и нет.

- Как хочешь, друг мой, но моя жена будет танцевать твое па, несмотря на твое запрещение. До свиданья!

Под неучтивым поведением со стороны директора Гранд Опера Перро имел ввиду очередной в его жизни отказ о трудоустройстве в это место. У него в принципе не особо сложилось с этим театром - он недолго пробыл там танцовщиком, практически не был там балетмейстером, а балет "Жизель" вообще ставил анонимно - его имени не было на афишах спектакля. Лишь спустя 100 лет о нем стали вспоминать, как об авторе "Жизели".

За 2 дня до представления к директору Оперы пришел поверенный Перро заявив, что если "Космополитана" не будет снята с афиши концерта, на него будет наложен запрет. Руайе ответил, что афишу уже менять поздно. Поверенный предостерег его обращением в суд, на что Руайе ответил: "Прекрасно. Я уведомлю своего поверенного".

Суд разрешил исполнить этот танец, мотивировав разрешение тем, что номер уже стоял в афише, да и речь шла всего об одном представлении. Правда, взыскал с Петипа 5 франков за размещение в ней номера другого автора без разрешения.

В итоге все состоялось, бенефис прошел с грандиозным успехом и принес 18 т. франков. Петипа не стал полностью заимствовать хореографию. Он переименовал танец в "Космополит", "Своенравную жену" Перро заменил на свой балет "Парижский рынок", и перетасовал последовательность номеров в танце ("Космополитана" - танец, состоящий из нескольких национальных танцев). Кроме того, в афише было указано, что "Танец сочинения г-на Перро, исполняет г-жа Петипа".

Дальнейшие подробности Петипа в мемуарах опускает, а они вот каковы.

Перро, который на тот момент был безработным и нуждался в деньгах, зная о значительной прибыли от выступления, инициировал судебное разбирательство о взыскании 10 т. франков с Петипа. И это было, предположительно, первое дело в истории классического танца, когда один хореограф обвинил другого в плагиате хореографии и подал в суд (хотя сама практика заимствований среди хореографов была привычным делом). При этом, плагиат был усмотрен в музыке Чезаре Пуньи к этому номеру (хотя последний давал Петипа право распоряжаться любой его музыкой как тому заблагорассудится). Суд, естественно, проходил во Франции.

Интересы Петипа представлял дорогой адвокат с солидной репутацией, специализировавшийся в т.ч. и на делах об интеллектуальной собственности - Гюстав Луи Ше д’Эст-Анж, защищавший в суде в разное время Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Шарля Бодлера и Гюстава Флобера.

Гюстав Луи Ше д’Эст-Анж
Гюстав Луи Ше д’Эст-Анж

В основу защитной позиции он поставил следующие доводы.

Во-первых, "Космополитана" - это соединение национальных танцев, т.е. танцев принадлежащих странам, и не могущих принадлежать какому-либо хореографу, в т.ч. Перро. Такие танцы повсеместно ставятся и в операх, и в балетах (были приведены примеры "космополитан" в балетах "Корсар", "Пери").

Далее. Согласно позиции защиты, танец в принципе не может охраняться законом о литературной собственности (на который ссылался представитель Перро), поскольку литературным произведением не является. Да и вообще: главное в танце - не хореография, а сам артист, "его грация, его сила, его физиономия, привычки его тела, его фигуры".

В-третьих, было указано на то, что танец, сочиненный в России (а "космополитана" была сочинена Перро в России) при пересечении границы становится общественной собственностью, и под юрисдикцию французского права не подпадает.

Ну и конечно д’Эст-Анж не преминул (вполне возможно, что по совету Петипа) воспользоваться аргументом, который науке логике называется "Ad hominem" (обращение к личности оппонента), и обратил внимание суда на то, что Перро и сам нечист на руку, и также промышляет заимствованием хореографии.

В качестве эксперта в процессе был привлечен балетмейстер Артюр Сен-Леон, который как раз сменил Перро у руля балета Каменного театра. Он заключил, что номера идентичные. Здесь, правда, просматривалась заинтересованность Сен-Леона, т.к. в разгаре было его соперничество с Петипа в Петербурге, и ему было выгодно, чтобы тот подмочил свою репутацию.

Артюр Сен-Леон
Артюр Сен-Леон

Процесс длился год, и в итоге суд вынес решение в пользу Перро. В мотивировочной части указывалось на то, что танец, сочиненный Перро, хоть и представляет из себя компоновку национальных танцев разных стран, но составлен таким образом, что образует особую, исключительную композицию, представляющую собой объект, охраняемый законом о литературной и художественной собственности. Кроме того, суд указал на то, что хоть Перро и сочинил его в России, является французом, значит его права охраняются французским законом.

Правда, пользы от этого решения Перро получил мало - ему присудили всего 300 франков вместо заявленных 10 тысяч. Надо полагать, это была пощечина для него. Помимо этого, Петипа, как водится, заплатил судебные издержки.

-5

Надо упомянуть, что об этих подробностях мы знаем из расследования дотошного (в хорошем смысле) Айвора Геста. Что немудрено: Айвор Форбс Гест - историк балета (специализировавшийся как раз на французском и английском балете 19 века), который до того, как уйти в балетоведение, был успешным юристом. Поэтому неспроста его заинтересовали детали сего процесса.

Айвор Форбс Гест
Айвор Форбс Гест

Как считал Гест, Петипа нельзя обвинять именно в плагиате, поскольку он указал имя Перро в афише.

Конечно, люди, разбирающиеся более-менее в юриспруденции, могут указать на очевидные изьяны в решении суда. Но напомним, что речь идет о середине 19 века и самом первом процессе, когда четких критериев для подобных дел еще не было выработано. Вот как раз в этом деле и были сформулированы критерии, по которым хореограф (а не исполнитель, не либреттист и не композитор, как пытался настаивать адвокат Петипа) объявлялся автором, а хореография - принадлежащим ему по праву произведением. Французские юристы впоследствии опирались на них десятилетиями.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц