Имя Атаульф, которое переводится, как «благородный волк», появилось в глубокой древности и было широко распространено у различных германских племен: так звали одного из королей вестготов, нескольких англосаксонских монархов и так далее. Позднее оно было особенно распространено в протестантских странах, поскольку одного из героев движения реформации, короля Швеции в 17-м веке, звали Густав Адольф.
В Германии 1890-о года (Алоизович родился годом ранее) такое имя носил каждый тринадцатый немецкий мальчик. После прихода к власти НСДАП многие дети были названы Адольфами в честь своего национального лидера. Но после окончания войны имя стало отчаянно непопулярным, и большинство его носителей поменяло документы.
В связи с общей популярностью имени многие европейские евреи, которые чаще всего тяготели именно к германской культуре, тоже начали называть своих сыновей Адольфами – в 1930-е годы это было действительно очень распространено. Если точнее, с давних времен у них была традиция носить парные имена: для семьи и близких – тайное, иудейское, для общества – стандартное европейское. Чаще всего они выбирались по созвучию: Авраам становился Адольфом, Борух – Борисом, Гиллель – Генрихом.
Вот и семья Шаевичей, которая в середине 1930-х отправилась из западных областей Советского Союза на Дальний Восток, хотела назвать своего сына Авраамом, но в документах записала его, как Адольфа. В то время, тем более в СССР, никто не знал о политике, которую Третий Рейх проводит против евреев, и такое решение ни у кого не вызывало удивления.
Разумеется, в послевоенное время быть Адольфом в стране советов стало как-то не престижно. Но Адольф Шаевич не отказался от своего крайне странного для еврея имени ни в то время, когда был обычным молодым инженером, ни даже после того, как стал служителем иудейской веры. Он сохранил его, и после своего избрания на должность главного раввина России.
Почему?
Сам Адольф Соломонович говорит, что родился в сильно обрусевшей и совсем не верующей семье простой советской технической интеллигенции. Такое имя ему дали по моде тех лет, поскольку семья до и после революции часто бывала в Западной Европе и по своему духу ничем не отличалась от европейцев.
В 1930-е годы вообще была явная мода на необычные имена. Все народы СССР называли детей Рудольфами, Эрнестами, Владиленами, Мэлсами, Тракторами, Даздрапермами и так далее. Красивое немецкое имя Адольф действительно смотрелось модно и загранично и терялось на общем интернациональном фоне.
Что касается будущего главного раввина России, который появился на свет в 1937-м году, то до определенного возраста он вообще думал, что его зовут Адик или Аркадий, и узнал правду только после получения паспорта. В юности он еще задумывался об изменении имени, но когда понял, через какие бюрократические муки ради этого придется пройти, отказался от такой затеи, и на всю жизнь остался Адольфом, пронеся свое имя, как знамя.
В 1970-е годы он переехал из Биробиджана в Москву, где закончил иудейскую религиозную школу и отправился в дружественную Венгрию чтобы выучиться там на раввина. В это время он встретил немало евреев Адольфов, что еще раз убедило Шаевича в правильности сделанного выбора.