Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Перелёт
В нынешний год из-за майского урагана были отменены многие рейсы Azur Air. У авиакомпании съехал график вылетов. Что-то переносилось, что-то отменялось.... Думаю, многие наслышаны про этот бардак. Ну и соответственно мы до последнего момента не знали, полетим в назначенный день и час или нет.
Ко всему в добавок в аэропорту Домодедово сделали новый коридор. Он довольно узкий. Чтобы после регистрации попасть в зону вылета, приходится долго стоять в очереди. Наш рейс был ночным. Соответственно, народа было не много, в очереди мы стояли не долго. А вот в последующие дни, как я читал в интернете, многие пассажиры, уже зарегестрировавшись, на свои самолёты опоздали. У Домодедово один ответ — мы не виноваты, приезжать нужно заранее, об этом есть предупреждение на сайте аэропорта.
Вот так ждёшь и ждёшь, что у нас наконец-то что-то наладится, но на деле один бардак переходит в другой.
Перелёт из Москвы на Хайнань занимает 10,5 часов. Будем говорить честно, перелёт сложный. Кресла в самолёте старые. Тесновато. Никаких панелей в спинках нет. В качестве развлечения можно почитать журнальчик. Кормёжка стандартная. На еду пожаловаться не могу.
В полёте я выяснил, что этот же самолёт выполняет рейсы не только на Хайнань, но ещё и на Кубу. Опять-таки из новостей довелось слышать, что летевший на Кубу самолёт, через 3 часа и-за поломки повернул обратно. Мне кажется, что лайнер был именно тот, на котором летели мы. Авиакомпании, дабы удешевить полёт, эксплуатируют старые самолёты. Вроде как лайнеры нужно закупать новые? Но тут вырастет цена на перелёт?... Я лично, чтобы сэкономить, готов терпеть неудобства. Думаю, 95% пассажиров со мной согласятся. Тема не является новой и эксклюзивной, это скорее сказка про белого бычка.
В любом случае, на Хайнань в аэропорт Санья мы прилетели. Аэропорт огромный, но, насколько я понял, иностранцев прогоняют через старый терминал. Никаких печатей китайские пограничники при групповой визе в наши паспорта не ставят. Вроде как из России вылетел. А где был, не понятно? Ну и ладно, это не главное.
Теперь о грустном. По графику мы должны были попасть в отель ближе к вечеру. Из отзывов мы уже знали, что наш Wanbo Hotel - семь раз подумай, один раз забронируй от всевозможных ресторанов и кафешек расположен далеко. В свою очередь, накормить ребёнка китайской едой довольно сложно. В общем, мы разложили по чемоданам 4 палки сырокопчёной колбасы, бананы, пару апельсинов и что-то ещё... Нехристи китайцы, просветив багаж, забрали всё, оставив лишь пару консервных банок. Еду в Китай привозить запрещено. Правда, отмечу, что на бутылки с коньяком они не покушались.
Тур мы брали за несколько месяцев до поездки у Анекса. С трансфером до отеля проблем не возникло. Тут Анекс сработал чётко. Единственное, перед самим вылетом подобный тур можно было взять почти в 2 раза дешевле. Раннее бронирование работает на таких направлениях как Греция и Кипр, по другим же (особенно на дальняк) не угадаешь. <p>
Как сказал мне один из гидов, государство частично оплачивает тур российским туристам. Пекин приглашает россиян на Хайнань, желая показать остров, похвастаться своими достижениями.
Англичан, американцев, немцев, французов, либо каких-то других европейцев китайцы на Хайнань не приглашают. Возможно прорывается кто-то в одиночку, но их чартеры на Хайнань не летают. Иностранцев я видел всего один раз.
Своих же материковых китайцев Хайнань получает почти 20 тыс. в день (не в сезон дождей). Из России туристов приезжает максимум 4 тыс. в месяц. Ни о какой выгоде говорить не приходится. Я думаю, они нами просто заполняют пустующие летом отели.
В свою очередь, в России в последнее время можно видеть всё больше и больше туристов из Китая. Вот бы знать, сколько они платят за путёвку? Если наши тоже дают скидку, в этом случае всё встаёт на место.
Про обмен валюты!
Китай отменил для россиян визы. Платить за визу теперь не нужно, но китайцы есть китайцы. Они найдут способ, как из туриста деньги вытащить. Поменять деньги можно только в аэропорту, по совсем низкому курсу, либо у своего отельного гида. Будучи в Санье, я обошёл несколько банков — деньги нигде не меняли.
Одним словом, приезжать в Китай лучше всего со своими юанями. В России их можно купить (не переводя рубли в доллары) по более выгодному курсу.
О погоде
Лето на тропическом острове Хайнань, увы, сезон дождей. Почти всё время нашего пребывания (11 — 22 июня) небо чаще всего было закрыто тучами. Последние, напоминали китайских драконов, сверкавших молниями и потевших дождём. В любом случае, целый день лило только один раз. В другие же дни, если непогода обрушивалась на остров, то уже через час выглядывало солнце.
Чаще всего дождь шёл ночью. Наш номер с видом на море располагался на последнем этаже. Балкон крыши не имел. Как обычно на юге, мы спаси с открытой дверью, закрывая балкон сеткой от комаров. Как-то раз, проснувшись среди ночи от жуткого грохота, мы вообще не поняли, что происходит. За стеклом не лило, там шёл не дождь, там стоял водопад. Развешанные и разложенные вещи были смыты. Что-то просто упало, что-то унесло на улицу. Утром я ходил искать майку и тапки. Одним словом, не дай Бог под такой потоп попасть.
В любом случае, на Хайнане летом тепло. Если сверху капает не сильно, скорее всего дождь вот-вот закончится. Зато, как это свойственно в тропиках, регулярно получая влагу, пышным цветом благоухает экзотическая растительность.
<p>
О еде
Я лично считаю китайскую кухню самой вкусной в мире. Гонконг + Макао+ Гонконг. Ч-26. Пару слов о китайской кухне Рыбный рынок Если у каких-то народов действует масса запретов, а чего-то в силу географических особенностей просто нет, то китайцы в противовес им едят всё. Думаю, никого теперь не удивишь фотографиями аквариума, в котором плавает твой потенциальный обед или ужин. И всё же, поговорим. Рыбных ресторанов в Санье много. Один из таковых мы обнаружили в 10 минутах ходьбы от нашего отеля. Попав туда в первый раз, мы заказали креветки и рыбу (в Китае цена указывается за полкило). Официант всё взвесил и унёс. Еду приготовили быстро. Единственное, почему не знаю, но закажи хоть 10 порций — всё, везде и всегда китайцы подают одновременно. Мы поели, расплатились, подходим к уличному аквариуму — упс, а рыбок вновь плавает три?! Тут нам вспомнилось, что кость у рыбы была холодная. Получается, видя не въезжающих иностранцев, они разогрели что-то старое. Впрочем, может я и зря наговариваю, ибо такое было всего один раз. Ну и мы могли чего-то не понять... С другой стороны, расслабляться не стоит! Позже мы нашли мусульманский квартал, где располагалось множество магазинов и кафешек. Единственный минус, идти туда от нашего отеля приходилось минут 30. Квартал находится за речкой. Чтобы туда попасть, нужно перейти мост (для ориентира, возле мусульманского квартала почти каждые 10 минут садятся самолёты). И всё же Китай это страна загадка? Казалось бы, китайцы употребляют в пищу всё? Получается, что нет. В тропических зарослях острова мне неоднократно попадались на глаза — белые грибы! Я наводил справки, китайцы мне ответили, что такие грибы есть нельзя. Получается, они выращивают безвкусные шампиньоны и вешенки, игнорируя белые. Вот и понимай их как хочешь?
О моряках и о рыбалке
Один мой друг посетил Хайнань в далёком 2006 году. Почему в далёком, ведь это было 11 лет назад? Ответ прост — в Китае идут грандиозные преобразования, и потому всё меняется достаточно быстро.
Так вот, друг рассказывал, как вечером он приходил на берег моря и любовался идиллией. В сумерках на воде можно было различить лодки с рыбаками. Периодически кто-то из них подходил к берегу, отдавал улов и возвращался в море. Рыбу и морепродукты забирали жёны, и далее на мангалах они готовили для туристов уловы мужей. Отправляясь на остров, я представлял, что мне удастся договориться с кем-то из рыбаков, дабы выйти вместе с ними в море. Экскурсии меня не интересовали. Хотелось прочувствовать простую жизнь.
В самый первый день я заявил Ваня - русскоговорящий гид в городе Санья о своём желании. Попросив договориться с рыбаками, я заверил Ваню, что за бабосиками дело не встанет. Тот пообещал, но после огорчил отказом. В любой сфере жизнедеятельности Китая действуют довольно строгие законы. Рыбаки сказали, что на борт посторонних брать строго запрещено. Если в лодке полиция заметит чужака — лодка подлежит конфискации, а на рыбака будет наложен штраф. Добавим к этому, что никакие жёны улов мужей на берегу более не встречают. Всё что попадётся, рыбаки сдают на оптовую базу. Таковая недалеко от места базирования лодок. Добавлю, что в один из последних дней я встретил на пляже рыбака. Находясь в состоянии наркотического опьянения, он запутался в рыболовной сетке и чуть было не упал. Может и к лучшему, что я с рыбаками не поехал?... Мне доводилось видеть, как китаянки заворачивают в листья какую-то байду. После сей маленький кусочек жуют. Кто часто этим занимается, у того зубы окрашиваются в коричневый цвет. Получается, иностранца прокатить на лодке нельзя, а потреблять лёгкие наркотики можно?
О пляжном отдыхе
Протяжённость здешней бухты в районе города Санья 17 км. Она делится на три залива: Дадунхай, Саньябэй (Саньявань) , Ялунг. Наш отель располагался в самом конце залива Саньябэй. С неё и начнём.
Как ведёт себя здешнее море осенью, зимой и весной? Я этого не знаю. Во время нашего визита море в районе Саньябей так и не успокоилось. Ни о каком самостоятельном купании ребёнка речь не шла вообще. Сына приходилось держать за руку. В этом случае нам удавалось вместе попрыгать на волне. Волны бились о берег большие и очень большие. Они размывают набережную и сам берег. Вдобавок к этому, море выбрасывает на пляж множество предметов. Про кокосы и водоросли умолчу — это улов вполне обычный. Мне же, из экзотики, попадались сети, какие-то бочки, а один раз я поймал в море каску.... Все пляжи на Хайнане общественные. И всё же некоторые отели для своих туристов берег благоустраивают лежаками и грибками. В качестве водного развлечения на нашем пляже предлагался катамаран. Надев спасательный жилет, можно было прокатиться под управлением инструктора. Сколько это стоило, я не приценивался. В один из дней мы решили поехать на пляж в Дадунхай. Здесь нет такой волны как у нас, при этом само море более грязное. На пляже никого.Мы выбрали пустое место, положили вещи и отправились купаться. Тут стоит отметить, что по пляжу туда-сюда постоянно курсирует полицейский. Из динамиков его мотоцикла на китайском, на английском и на русском звучат предупреждения: не оставляйте вещи без присмотра и всё такое прочее. И вот тебе картина! Пустой берег, абсолютно пустой, так нет же, прямо возле наших вещей располагаются на отдых 4 подростка с двумя девицами. Я выскакиваю из воды, демонстративно хватаю вещи. Тут подтягиваются жена и сын, мы уходим чуть дальше. В общем ребятишки обворовать нас хотели, но у них не получилось. Ночью и утром прошёл сильный дождь. Местные реки слили в море великое множество грунта и песка. Пусть в нашей бухте море штормит, зато у нас меньше пакетов бутылок и всего такого прочего. Купаться мне совершенно расхотелось, когда мимо меня проплыла дверь. Чтобы купаться, на Хайнань приезжать нужно не летом, не в сезон дождей. Либо, кто любит чистое море, могу посоветовать Пиратский остров Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать. Всей семьёй каждый день туда не наездишься. Учжичжоу удовольствие дорогое. Однако, чтобы не заканчивать на грустной ноте, как безусловный плюс отмечу, что в здешних водах нет акул.
О транспорте
Передвигаться по курортной зоне города Санья довольно просто. Вдоль набережной курсируют 25 и 26 автобус. Интервал движения в дневное время не более 10 минут. Чтобы оплатить проезд, необходимо иметь мелкие юани. Заходите и кидаете возле водителя в кассу 2 либо 4 юаня. Цена зависит от маршрута и от дальности проезда. Сколько нужно оплатить, водитель на пальцах покажет. Автобусы ходят пустые и полупустые. Другой вариант передвижения — такси. При посадке автоматом начисляется 10 юаней и далее по счётчику. Такси на Хайнане не дорогое. Но тут у нас тоже был моментик! Когда жена с сыном возвращались из Аквапарк "Амазон" 凤凰路155号三亚湾红树林度假酒店, парень включил тупака. Он повёз их дальней дорогой через аэродром. Таким образом, по сравнению с поездкой туда, таксист накрутил 20-25 юаней. Не смертельно конечно, но слегка обидно.
Ради справедливости отмечу, что такое было только раз. Таксисты возили нас нормально, чётко отсчитывая сдачу. Чаевые в Китае не приняты. Китайцы расплачиваются между собой юань в юань.
О москитах
Во многих отчётах про Хайнань туристы упоминали каких-то злых и кусачих мошек, которые обитают на пляже, выскакивая из травы. Не знаю, не видел, на пляже нас никто не кусал. Комарики ночью летают, но это дело вполне обыденное. Возле моря их нет, а если идёте в город, постарайтесь чем-то помазаться.
Куда идёт Китай ?
Без сомнений, вектор Китая устремлён в будущее. Говорить о его темпах строительства Китая не хочется — тема избита до неприличия. Новые суперсовременные объекты растут как грибы. Я их особо не снимал, о чём после пожалел...
Строек в Санье много, строители без дела не сидят. Для возведения новых зданий расчищаются выгодные площадки. Богатых китайцев становится всё больше и больше. Квартиры, апартаменты и гостиницы на Хайнане востребованы. Когда я был в 2004 году (на материковой части), средняя зарплата в стране, по словам гида, составляла 500 долларов.
Что и как в настоящем — вопрос сложный. Китай перешёл в активную фазу старения, несмотря на огромные усилия по реализации программы сбалансированного уровня рождаемости.На данный момент, пенсионное обеспечение в стране совершенно не соответствует уровню экономического развития Китая, особенно за последние тридцать лет.По нормам пенсионного законодательства Китая право на пенсию получают мужчины с 60 лет, женщины с 50 или 55 лет, в зависимости от рода деятельности.
В среднем на 2012 г. пенсия в Китае составляла 900 – 1360 юаней, в зависимости от провинции проживания. При этом обычный пенсионер не пользуется никакими льготами. Однако, заметим, что уровень жизни поднялся. Конечно кто-то и где-то по-прежнему живёт в нищете, не пытаясь рыпаться. Зато строители в среднем по стране получают 1300-1500 долларов.
Многие забыли, но свои реформы Китай осуществляет под руководством КПК. Конечно Китай, как и все другие страны, не обошёл стороной нынешний мировой кризис. Впрочем, не будем забегать вперёд. Об этом я планирую написать отдельно. Здесь же, отмечу, что до конца 80-х прошлого века на месте города Санья располагался посёлок мусульман. Таковых на острове было немного и жили они исключительно в этом районе. В настоящем, повторюсь, у мусульман есть свой квартал, где насчитывается 4 мечети.
В Египте, в Йемене, или в какой-то другой мусульманской стране, можно видеть, как человек, будь он водитель, продавец или полицейский, в определённое время отходит в сторону, начиная молиться. В Санье ничего подобного я не замечал. Китай это большой плавильный котёл. Тот, кто сюда попал, подвергается процессу китаизации.
В средние века миссионер-иезуит Маттео Риччи с удивлением обнаружил в Китае общину евреев. Как далее выяснилось, потеряв связь с другими евреями, китайские попросту китаизировались.
Европа разделена на множество государств. Её народы говорят на разных языках. Получается, Европа не образовала единого государства, не смогла заставить народы говорить на одном языке. У Китая получилось и первое и второе. Тот процесс объединения, что в Европе называется "построением единой Европы", в Китае идёт более 5 тысяч лет.
Гуляя возле своего отеля по набережной, я видел мусульманский мазар, где похоронен мусульманский святой. Власти могилу сохранили или правильнее сказать, реконструировали. Строители преобразовали захоронение в островок, окружённый дорогой. В других местах сохранились мусульманские кладбища. Вроде как приличия соблюдены? И в то же время центральная власть осуществляет китаизацию. Официально в стране насчитывается 56 национальностей. Государствообразующий народ ханьцы составляют примерно 92 % населения страны, остальные народы обычно называют национальными меньшинствами.
Пекин поощряет переселение ханьцев на Хайнань. Культура коренного народа Ли размывается медленно, но зато сразу по всем направлениям. Впрочем, об этом я опять-таки планирую написать отдельно.
Мы же вернёмся пока на набережную. Её в буквальном смысле вылизывают уборщики. Мусора нет. Набережная представляет собой парковую зону, где приятно гулять. Ближе к центру города можно видеть камни, подписанные иероглифами. Возле дорогого отеля я обнаружил монумент с конями. Одним словом, создать возле моря парковую зону, куда бы приезжали люди на отдых, у китайцев получилось! Помню, гид в Пекине в далёком 2004 г. жаловался, что в любом парке, либо к каком-то другом месте, чтобы попасть в туалет, приходится стоять в очереди. В городе Санья, в парках Хайнаня, а также в курортной зоне острова туалетов предостаточно. Думаю, что и в Пекине теперь то же самое.
Санья
Санья́ — городской округ на юге острова Хайнань в одноимённой провинции Китая, самый южный городской округ страны. Если Хайнань это китайские Гаваи, то Санья — главный туристический центр острова. Городами побратимами Саньи являются: Ялта, Канны и Хабаровск. По китайским меркам город вовсе не большой, по российским — огромный!
Первое моё знакомство с городом произошло следующим образом. После посещения аквапарка, мы решили, что жена с сыном поедут в отель на такси. Я где-то выйду и буду гулять. Объяснить таксисту, чтобы он завёз меня сперва в старый город, а после ехал в отель, не получилось. Я нужный иероглиф ему под нос тыкал и стрелки воздушные рисовал — бесполезно. После, во время поездки, я начал показывать знаками, чтобы он остановил, прижавшись к обочине. Парень кивал головой, продолжая движение.
Когда мы стояли на светофоре, я показал, что хочу выйти. В ответ опять-таки улыбка и кивание головой. Соответственно, я вышел и перешёл дорогу. Как рассказывала потом жена, таксист далее остановился, сокрушаясь, что пассажир вышел. Какое-то время он меня ждал, но в итоге направился в отель. Впрочем, об этом я узнал потом, тогда как в тот момент я отправился изучать город.
Первый и самый большой прикол! Ты стоишь на светофоре, хочешь перейти улицу. Загорается зелёный человечек. Он вроде как везде и всюду обозначает движение пешеходов?!
Здесь не так. Вместе с тобой дорогу переезжают мотоциклы и мотобайки. Случалось, что среди движущейся туда-сюда мототехники, я был единственный пешеход. В эти моменты мне было не до фотографий. Главное остаться в живых и перейти дорогу. Дорожные правила в Китае не соблюдаются. Пешеходов на зебре водители просто объезжают. В некоторых источниках сообщается, что Китай в 2013 г. занял первое место в мире по количеству жертв автомобильных аварий (официальный портал «Саньнун»). Без всяких сомнений, основную часть ДТП берут на себя мотобайки. Ситуация с ними обстоит следующая: мотобайк можно купить без документов — покупаешь и ездишь. Пол-Китая без прав и без документов катается. Полиция периодически проводит рейды, выявляя не оформленные агрегаты. В различных местах острова мне приходилось видеть, как полицейские загружают в кузов грузовика мототехнику. В этом плане сложилась парадоксальная ситуация. Чтобы вернуть свой старый и незарегистрированный, нужно оплатить штраф 2000 долларов, тогда как новый стоит примерно 2500 долларов.
Вот и получается, что когда полиция грузит мототехнику, никто к ним не подходит и за свою собственность не бодается. Китайцы ездят без прав — отсюда высокая аварийность. Мне непонятно другое. Куда государство девает старые мотобайки? Наверняка их где-то переделывают и продают по-новой своим же или, например, во Вьетнам....
Вернёмся в Санью. Таксист высадил меня где-то на окраине города. Иду, смотрю, вроде как всё стандартно, снимать нечего. Тут слышу впереди какие-то дружные крики. Подхожу ближе и вижу следующую картину. Группу ребят какими-то лозунгами и кричалками накачивает инструктор. Он что-то возглашает. Они за ним дружно повторяют. После инструктор показывает на тех, кто менее активен. Сперва я подумал, что это тренировка каких-то фашистов-националистов, либо что-то из этой серии... Нет, это не то. Позже мне приходилось видеть, как старший продавец устраивает для своих подчинённых пятиминутки. Они все дружно выходят на улицу и получают пропиздон инструкции. Опять-таки забегая вперёд, отмечу, что во время гражданской войны в России на стороне большевиков воевало около 50 тыс. китайцев. Цифра безусловно не точная, ибо писать про это у нас не любят. При этом все историки дружно отмечают, что за белых ни один китаец не воевал!
Китайцы необыкновенно послушная нация. Конечно в их среде были разные мнения, но так как старшие товарищи решили поддержать красных, младшие ослушаться не могли.
В наше время, конечно, многое поменялось. Если у нас такие лозунги как: "Битва за урожай", "Борьба за повышение производительности труда" ушли в прошлое, то Пекин людской потенциал перенаправил в торговлю. В торговых компаниях сотрудникам объясняют, как правильно биться за клиента. Впрочем, это их дела. Мне же приятно было видеть, что даже на окраине города названия остановок продублированы по-русски. При этом сами китайцы часто с трудом различают свои собственные иерогифы. Показывая надпись, обозначающую старый город, я пытался узнать, на каком автобусе мне туда доехать. Увы, никто мне ничего не подсказал. Приближалось обеденное время. Своим запахом меня манило к себе множество кафешек. Я начал в них заглядывать, любопытствуя, что едят люди. По меню выходило вроде как дёшево, но каждое из блюд обещало обжечь нутро красным перчиком, либо чем-то ещё.... С обедом вне туристической зоны не сложилось. Я побрёл дальше. Мне казалось, что я вот-вот должен дойти до курортной зоны до берега моря. Однако город, с его высотками, спальными, полуспальными и бодрствующими, заканчиваться даже не думал. Я решил завершить прогулку и поймать такси.
Подобное получилось без проблем. Я показал таксисту иероглиф старого города. Тот понимающе кивнул, мы поехали. И уже через пару минут случился следующий прикол. Таксист остановил машину, а сам куда-то вышел. Смотрю, он зашёл в синий квадратный домик. Счётчик тикает, я сижу как Т. Доронина в такси у О.Ефремова. Я уж хотел выходить.... Тут появляется таксист, оказалось, что он в туалете был...
Далее мы без проблем доехали до старого города. Я с удовольствием отправился гулять, изучая ассортимент торговцев. Последние выставляли товар в зависимости от района. В каждом из таковых предлагалось что-то определённое. Даже религиозная атрибутика здесь продавалась или оформлялась в аренду (разобраться в подобном сложно). Ноги сами собой завели меня в трёхэтажное здание рынка. Походил, посмотрел наш бывший Черкизон, и мне это конечно же надоело. Как и Ю.Антонову, мне милее улицы не шумные милей одноэтажные. Хотя.... старыми одноэтажными по китайским меркам можно считать трёхэтажные. Помню, в 2004 г. китайские таксисты в своих машинах сидели в железной клетке, либо были закрыты со спины пластиковой панелью. Даже в благополучном Макао на окнах любого этажа квартиры и балконы закрыты решёткой. Гонконг + Макао + Гонконг. Ч-22. Знакомство с Макао На Хайнане решёток тоже полным полно. Вот бы понять, что у них тут с преступностью? В любом случае, старый город благоухал истинным Китаем. А я уж думал, что ничего подобного в Санье не увижу. По его улочкам даже машины почти не ездили. Я попал в настоящее царство мопедов и мотобайков. Откушав за 10 юаней пусть и малюсенького, но всё же морского гада, я отправился дальше. Отсюда можно было без проблем на 25 или на 26 автобусе добраться до отеля, но мне хотелось как можно лучше изучить город. И тем не менее, это был Китай, который глазами и ушами понять сложно. Пройдя через приличного вида торговый центр, я очутился на каких-то задворках. Обойдя полустроящийся-полуразрушенный квартал, я вышел на улицу сувенирных магазинов. Если на материковом Китае сувенирам считаются именно сувениры, то здесь же можно было купить снаряды.... Нет, по центральной улице гулять куда приятней! Здесь можно любоваться на опрятных пионеров а также на сверкающих счастьем фриков. Увы, на сайте таковых почти не осталось Каждое учебное заведение Китая заставляет учащихся носить свою форму. Порой это смотрится убого, но ученики форму носят Возле одного такого колледжа я решил повернуть к морю. Мне захотелось дойти по пляжу до искусственного острова Феникс. Дошёл. Сфотографировал мост, но на сам остров охранники меня не пустили. Из их уст неоднократно повторялось слово: "Тикет, тикет..." А где этот самый тикет брать? Я так и не понял. В общем, ноги гудели от усталости. Я взял такс, решив вернуться в отель.
Во второй раз мы всей семьёй посетили в Санье торговую пешеходную улочку. Получилось так, что я не смог правильно объяснить отельному гиду, что нам нужно. Тот нарисовал иероглифами именно это место, куда нас доставил таксист. Сомневаюсь, что кто-то из России в настоящем ездит в Китай на шоппинг. Всё! Времена прошли. Теперь в Китае, по сравнению с Россией, всё очень и очень дорого. Сама же пешеходная улочка представляет собой окультуренный рынок с палатками, справа и слева зажатый зданиями ещё более дорогих универмагов. На днях по ТВ слышал, как В.В.Путин, будучи в Белгороде, сказал, что нам нужно бороться не с ростом цен на бензин и на всё остальное, нам нужно стараться поднимать доходы населения (примерно так...).
Именно этим путём идёт Китай. Из задуманного у китайцев получается, если не всё, то многое.
Ну а что касается самого города Санья? В парках, как и в других туристических местах, нам понравилось больше.