В конце 90-х годов на смену уличным палаткам, заполнившим все улицы Москвы, и вещевым рынкам типа Черкизона, появились первые сетевые магазины и гипермаркеты. Розничная торговля постепенно перемещалась в многофункциональные торговые центры, где под одной крышей можно было не только провести пару часов утомительного шопинга, но и перекусить или развлечься. Подобное москвичи видели разве только в западных кинофильмах.
Первопроходцами на этом рынке пути были турки
Они построили по западному образцу в Москве, а потом и в других городах России, огромные торговые центры с гипермаркетами внутри.
Первым стал «Рамстор» у метро «Молодежная». Его бренд – веселый зеленый кенгуренок был хорошо узнаваем. Здание центра построила турецкая строительная фирма Энка. Это она восстанавливала наш Белый дом после событий в октябре 1993 года. Вскоре её владелец стал приятелем мэра Лужкова.
В «Рамсторе» можно было купить не только продукты в «якорном» супермаркете, но и одежду, а также любой ширпотреб от электрической лампочки до шампуня. Потом приобрести тур в Грецию или в ту же Турцию, пообедать в Макдональдсе и сдать пальто в химчистку. Москвичам, приехавшим за покупками в «Рамстор» на собственном автомобиле, предоставлялась удобная и вместительная наземная парковка.
«Турецкая курочка», поселившаяся в Москве, начала нести золотые яйца. За 10 лет работы компания «Рамстор» расширила свою сеть гипер- и супермаркетов в столице и других российских городах до нескольких десятков. В год число посетителей превысило 50 миллионов человек.
Появление гипермаркета "Ашан"
Россия в те годы была для Запада бездонным рынком, поэтому другие торговые бренды стремились потеснить турок. Новым игроком на этом поле выступил французский «Ашан». Его руководство стало переигрывать турок за счет более низких цен, при том же, примерно, ассортименте товаров.
Птичка Зорянка на эмблеме «Ашана», поющая с раннего утра до позднего вечера, стала символом этой торговой сети. Первый магазин компании появился в подмосковных Мытищах в 2002 году. Уже через 15 лет в России работало три сотни гипер- и супермаркетов «Ашан». Французы знали, что привлечь российских покупателей проще всего низкими ценами на свой товар, даже в ущерб его качеству.
Ну, а что «Рамстор»?
Сняв сливки на российском торговом рынке, он начал терпеть убытки. Большую часть супермаркетов пришлось закрыть. Остальные выкупил тот же «Ашан» и австрийская сеть «Билла».
Сейчас на месте «Рамстора» на «Молодежной» стоит торгово-офисный центр Кунцево-плаза, построенный той же Энкой. Там вместе с боулингом, фастфудами и кинотеатром располагаются торговые площади «Ашана».
P.S. Сейчас цены на продукты в «Ашане» уже не радуют москвичей. Может быть ему на смену когда-нибудь придет другой гипермаркет?