А финны не снимают плохое кино?
Если вас грабят, насилуют или убивают, ни в коем случае не кричите, что вас грабят, насилуют или убивают. Лучше вдохните побольше воздуха и закричите на всю ивановскую: «Я неправильно страдаю!!!». Меньше, чем через минуту, у вашего многострадального тела соберется такая толпа, что преступника-грабителя, -насильника или –убийцу линчуют без суда и следствия лишь для того, чтобы добраться до вас и объяснить, как страдать правильно.
Кажется, именно для таких советчиков финский режиссер-затейник Юкка-Пекка Валькеапяя снял свою «романтическую комедию» в стиле садо-мазо – чтобы пятые точки диванных умников воспылали ярче, чем свечи на БДСМ-сессии главной героини фильма.
Картина – маленький эстетический шедевр, который вряд ли когда-нибудь выйдет за рамки артхаусного клише и завоюет широкую публику, но поклонников найдет точно! Юкка-Пекка совершенно легально снял на деньги финских налогоплательщиков кино о том, как добропорядочный хирург шляется по злачным местам, лижет сапоги Госпоже в кожаном кэтсьюте и танцует в одной черной сбруе на голое тело в клубе для таких же «прибабахнутых» (исключительно в хорошем смысле, прошу заметить). Более того – отхватил несколько премий на фантастических (неожиданно) кинофестивалях.
Может, потому и живут скандинавы так хорошо? В смысле, потому что понимают: мнение – как пятая точка, у каждого имеется. И как эту самую пятую точку использовать – личное дело каждого. Хочешь горевать – горюй. Хочешь выбивать – буквально – из себя горе – приходи к опытной доминатрикс и выбивай, сколько душе угодно.
Что, опять «50 оттенков серого»?
Окститесь, даже близко не то же самое. Наоборот – скорее уж неоновая «Секретарша», изящно отвешивающая поклон в сторону Нагисы Осимы. Иначе говоря: великолепная вещь на очень деликатную тему. Таких мало, а жаль.
Во время съемок Юкку-Пекку консультировала доминатрикс с двадцатилетним опытом, которая взяла режиссера на сессию с реальным клиентом-рабом. Валькеапяя уверяет, что не только получил необходимый для съемок опыт, но и доставил массу удовольствия рабу-эксгибиционисту, после сессии приславшему восторженное электронное письмо с благодарностями :) А еще сам снялся в роли одного из клиентов Моны!
Обычно фильм о БДСМ-отношениях выдает концентрат максимально изощренных сессий, которые заканчиваются сексуальной связью, превращая собственно практики в этакую прелюдию перед «главным» - перед соитием. Но… С тем же успехом можно сказать, что кардиохирурги – это такие узаконенные садисты, которые кромсают людей на операционном столе, чтобы потыкать скальпелем в трепещущие сердца.
Кстати, о птичках.
Да что тут вообще происходит?
Главный герой – кардиохирург. Раньше у него была любимая жена, а теперь только дочка от любимой жены, с которой он общается преимущественно записками. Потому что жена умерла, а герой переехал во внутренний мир собственной скорби, куда не допускает вообще ни одну живую душу. Механически, как робот, выполняет профессиональные обязанности, отвозит дочь на занятия и обратно, поддерживает чистоту в квартире и вспоминает о любимой женщине, укутавшись в ее одежду и опрыскавшись с ног до головы ее духами.
Впрочем, нельзя сказать, что Юха плохой отец и эгоистичный страдалец. Просто… Он как будто выключился после того, как не смог спасти утонувшую жену. Словно там же, под толщей воды, вместе с ней и остался, а в реальности передвигается опустевшая оболочка. И даже краски поменялись: на смену теплым солнечным кадрам вступления пришла серость в квартире и операционной, вечные сумерки в городе и неон ближе к ночи, в котором отражения людей множатся и складываются в причудливые картины.
А еще Юха – прогрессивный папаша, который не борется с подростковым бунтарством, а мягко направляет его в сторону безопасного высвобождения. Захотелось дочери сделать пирсинг в язык? Окей, но под моим присмотром. Ему бы тут задуматься о том, что дочь хотела вовсе не пирсинг, а хоть каплю родительского внимания… Но тогда бы Юха никогда не встретился с Моной – профессиональной доминатрикс, которая работает в подвале тату-салона, куда герои пришли на процедуру пирсинга.
Неосторожное вторжение мужчины в личное пространство Моны закончилось избиением и удушением, запавшим Юхе в душу… в позитивном смысле. На удивление сразу и дышать стало легче. И появились новые желания. И будто щелкнуло что-то внутри, переключив тумблер с «живой мертвец» на «возможно еще воскреснет».
Встретились два одиночества?
Именно так. И не смогли больше расстаться.
Мона – истинная садистка, что не мешает ей работать физиотерапевтом со стариками и детьми с ментальной инвалидностью. Образ ее складывается из едва заметных мазков, но большего и не нужно. Совершенно ни к чему все эти притянутые за уши объяснения первопричин увлечения БДСМ. Просто есть девушка, которая удачно лавирует между «социально одобряемой» жизнью и «пороком» в личном пространстве. Работа доминатрикс для нее – это реализация собственных желаний, а не способ подзаработать. И когда Мона находит в лице Юхи этакую диаметрально противоположную, но все-таки родственную душу, становится ясно, что у них и правда может что-то после титров получится. Почему бы и нет?
Образ Юхи раскрыт чуть больше. Очевидно, он не просто прочувствовал кайф от асфиксии, во время которой увидел мертвую жену – его влечет Танатос, он жаждет умереть от рук Моны, которая подарила ему покой через боль и страх.
Так, стоп, это же ромком?
Совершенно верно. И даже с хэппи-эндом!
И даже после кровожадной сцены удаления зуба в домашних условиях.
Потому что это…
Конечно же, метафора.
Вырви горе, как вырывают зуб – быстро, без уговоров и обезболивающих. Этот вариант горевания вполне имеет место быть, кто бы что ни говорил про «правильное горевание».
Надень черную кожаную сбрую с заклепками на голове тело, завернись в пальто, приди в подпольный клуб, закажи выпивки для храбрости, выйди на танцпол, скинь пальто и просто танцуй. Танцуй и чувствуй, как все медленно, но верно уходит прочь – неуверенность, многолетняя тоска, правильные рамки и прочие правильности тоже.
Танцуй и ощущай, что не все еще позади – впереди также немало интересного.
А еще метафоры будут?
Будут, причем максимально упрощенные, в отличие от подавляющей доли артхаусных фильмов. Например, герой-кардиохирург лечит чужие сердца, а свое исцелить не может. Или Мона-физиотерапевт возвращает людей к нормальной жизни упражнениями, а Мона-Госпожа делает то же самое через сексуальные практики, но это – две стороны одно терапевтической медали.
Режиссер невероятно красиво играет со светом и цветом, показывая будничную жизнь как нагромождение кричащих пятен искусственного освещения и вечной темноты-мерзлоты, а сцены душевного освобождения – через естественные и мягкие краски.
Будет и рыба, которая бьется о дно лодки рядом с человеком, который чуть не утонул и теперь задыхается. И больная шея героя, которая как «надломленный хребет», не способный больше выдерживать груз печали и страданий. И все это будет предельно уместно и в разумных количествах. А еще – интуитивно понятно.
Так стоит смотреть?
«Собаки не носят штанов» - пример фильма, который нельзя однозначно посоветовать смотреть всем и каждому. Оно жанровое, странное, откровенное, совершенно не пекущееся о чувствах нежных тургеневских зрителей. Когда Юкке-Пекке рассказали, что на сеансах в Испании зрители возмущенно хлопали креслами и уходили из зала, он только посмеялся: мол, «чего же они ушли так рано, дальше будет еще хуже».
А мне кажется, что фильм прекрасен от и до! Режиссер избавился от сырого сценария с примесью мистики, взял двух реалистичных персонажей и конфликт, имеющий развитие и завершение (и это при открытом финале, между прочим).
Получился чувственный, красивый, грустный фильм со светлой надеждой в конце. Чертовски качественно снятый! И трогательный. Очень. Честное слово.
Спасибо за внимание.