Одна из жемчужин классической музыки с невероятно красивой мелодией - «Романс» из симфонии-сюиты Георгия Свиридова по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель». Аккомпанемент рояля, привычный для начала – середины XIX в., скрипка, гобой, флейта.… От этой музыки сжимается и трепещет душа. И нет сомнений в том, что она… о любви.
А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.
Музыка – действующее лицо кинофильма
Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.
И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.
Сам фильм красив и романтичен. Взаимоотношения героев наполнены благородством и нежностью. Колорит эпохи, поэтичный образ аристократической провинциальной усадьбы XIX в., музыка Г.Свиридова передает посредством пьес в жанре вальса и романса. А военный марш подчеркивает особую атмосферу ликования после победы в Отечественной войне 1812 г.
Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.
Симфония-сюита «Метель»
Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.
Начинается сюита-симфония пьесой «Тройка».
Далее – утонченный «Вальс» провинциальной усадьбы XIX в., а не пышного придворного бала.
Музыкальные пьесы-миниатюры – мажорная «Весна» и минорная «Осень».
Следующая часть – «Романс». В сравнении с киномузыкой композитор кардинально его изменил. В фильме звучит обычная фортепианная пьеска, которую барышня играет как бы невзначай. В сюите тема получает мощное оркестровое развитие, приобретая драматическое звучание.
Печальная идиллия «Пасторали»
И торжественная бравада «Военного марша» создают необычайный контраст.
А музыкальная миниатюра «Венчание», хоть и короткая, но вместимостью образов, наоборот, кажется очень емкой.
Это и свечи, мерцающие в полумраке церкви, и чувственная страсть, доходящая до отчаяния, и вдохновенное пение церковного хора. Заключительные симфонические иллюстрации – «Отзвуки вальса» и «Зимнюю дорогу», композитор построил по теме изначальных «Тройки» и «Вальса».
Романс «Метель» – гимн любви
Четвертая пьеса сюиты – «Романс» настолько насыщена глубокими чувствами, что слушая эту мелодию, сердце и душа замирают. В воображении слушателя рисуется романтическая картина вдохновенного рассказа о любви, когда страсти накалены до предела, и помочь героям может только признание. Лирическая кульминация всей сюиты – момент объяснения Маши и Бурмина: «Я Вас люблю… я Вас люблю страстно…» – слышатся слова в неотразимой мелодии.
Главную партию композитор отдал скрипке – она поет о любви. Присоединяется альт, и теперь романс исполняется дуэтом под аккомпанемент рояля. Светлая грусть слышится в чувственном звучании духовых инструментов и всего оркестра.
У «Романса» особая аура и необыкновенный мелодизм. Завораживающее и почти магическое впечатление оказывает остинантность (повторение мелодических фраз). Гимн любви – финальная тема пьесы.
У музыки предназначений много. Она может волновать душу или успокаивать ее. Дарить наслаждение или взывать к разуму. Музыка способна пробуждать глубины душевные и чувственные, о которых мы даже не подозреваем.
Творчество Георгия Свиридова несет в себе некую тайну. Чтобы понять и прикоснуться к ней нужно ее расслышать. Хрупкость музыки Свиридова – это парадокс. Каким бы грандиозным ни был образный мир композитора, сущность его в особенной нежности лирического переживания. И это переживание с особенными свойствами. Послушаем?