Найти тему
Раиля Иксанова

Урок литературы

Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств и сей
знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в их душах и сердцах…
( Ш. Амонашвили.)
В последний день учебных занятий перед каникулами отправили меня на семинар в соседний городок, по теме - Проектная деятельность учащихся. Семинар касался в основном учащихся седьмых классов, потому что предполагалось серьезное обучение проектной деятельности начинать с этого возраста. Несмотря на то, что в нашей школе нет этого класса (в какой-то год не было пятого), пришлось согласиться. Обычно на семинарах рассматриваются разные проблемы, поэтому полезно участие в таких мероприятиях. Например, конкретно узнали о том, что нынче устная часть экзамена в 9 классе по русскому языку не вводится, как обязательная, а будет только апробация. Одна радостная весть.
Со следующего года введут эту часть, как обязательную. А мне два года отдыхать от экзаменов. Принимать ОГЭ ( Основной Государственный Экзамен) предстоит коллеге.
На последнем уроке учащиеся девятого класса получили домашнее задание по литературе выучить стихотворение А.С. Пушкина - « Памятник».
Они были обрадованы, что стих учить отпала надобность, доколь не будет в той четверти больше уроков. Однако пришлось остудить их пыл, заявив, что есть еще вторая четверть, вот тогда – то и будет опрос.
В первый день учебных занятий начала второй четверти стоял по расписанию урок русского языка. И в течение всего урока учащиеся засыпали вопросами по поводу домашнего задания по литературе. А именно о том, что нет необходимости учить стихотворение «Памятник», потому что это было в прошлой четверти. На что вынуждена была ответить, что задание остается в силе, несмотря ни на что.
Одна из учениц взяла ответственность отвечать за всех. То ли класс ее подговорил, то ли сама проявила инициативу. С мольбой обратилась, задание это отменить, потому что загружены по уши, факультативы оканчиваются очень поздно, некогда им успевать учить уроки.
Вот сейчас пишу и призадумалась, в каникулы кто им не давал учить его. Тогда на уроке даже не догадалась об этом заявить. Несмотря на то, что получали категорический отказ, по очереди стали уговаривать и убеждать, что другие стихи выучат, а это - простить.
В этом классе в том году было три Николая, один из них остался на повторное обучение в восьмом. К ним одноклассники обращались Колян. И вот один из Колянов заявляет, что дадут взятку в тысячу рублей. Другой говорит, что согласны отстегнуть с каждого по тысяче. Я понимала, что все это в шутку говорится, и решила подыграть им, и в ответ сказала, что если выучат, сама могу дать эту тысячу. Ученики с улыбкой и недоверием удивленно посмотрели на меня. Они не ожидали такого со стороны учительницы. А только никто не клюнул на эту хитрую удочку.
Диалог не прекращался в течение урока. Теперь уже и другие включились в эту игру. Одна худенькая девочка заявила, что знать наизусть данное стихотворение нет никакого смысла. Им в жизни это не пригодится. Тогда пришлось ответить ей таким образом.
-Представь, Машенька, ты будешь дружить с молодым человеком и блеснешь своей эрудицией. На что получила такой вопрос:- А вы своему мужу тоже читали стихи на свидании? - Отвечаю, что да, читала. Она в ответ: -Так это в ваше время было, и так давно. Несмотря на то, что они были все детьми моих предыдущих учеников, нисколько не чувствовала себя древней старухой.
Неужели для них я казалась женщиной пещерного века?
Другая, умненькая школьница проговорила, что стих не учится, потому что происходит путаница с другим стихотворением « Памятник». До Пушкина мы учили стихи Горация и Державина. Понимаю, что много общего между этими тремя « Памятниками». И, тем не менее, это не уважительная причина, чтобы не уважать великого Пушкина и игнорировать его шедевр.
В этом классе многие принимают участие в районном конкурсе - Художественное слово, занимают призовые места. Поэтому абсолютно непонятно было их такое отношение к произведению Пушкина. Я понимаю, их загруженность, но отлынивание не понравилось.
Они почему-то вбили себе в голову, что задание с предыдущей четверти является необязательным. После минутного затишья снова начинались упрашивания.
Катерина, которая начинала разговор в начале урока, заметив мою улыбку, радостно вскрикнула, что я согласилась с их мнением, и учить наизусть ничего не надо. На что пришлось ответить, что улыбаюсь над своими мыслями.
Если честно, они всегда учат стихи наизусть. Среди них два-три нерадивых ученика, которых долго приходится ждать. Даю поблажку, ставя только карандашом двойки.
С одной стороны, мне хотелось им простить это домашнее задание, и уже начинала колебаться. С другой стороны, стыдно было перед великим Пушкиным. Вот он точно не простил бы мне этой слабости. Если бы другое стихотворение было, возможно, проявила бы милосердие к моим любимым ученикам. Только долго грызла бы меня совесть.
В конце урока, в мою светлую голову, поступила спасительная мысль:
- Согласна с вашим мнением по поводу домашнего задания. И поэтому предлагаю такое справедливое решение: « Принимаю « Памятник» в течение этой четверти. Как только кто-то готов, подходите в любое время и сдаете мне все, до единого.»
Я полностью соглашаюсь с умным высказыванием Пирогова, что « в воспитании нет ничего ничтожного».

Фото автора из личного архива.