«Вы – соль земли, вы – свет мира», — сказал Иисус Христос в начале нагорной проповеди, не имея в виду иудеев, или христиан, или властвующих всех рангов и мастей, или потомков какой-то знаменитости, или даже учёных мужей. Он говорил об особой, особенной части всего человечества, об его авангарде, о тех, кто блажен.
Так кто же из нас, живущих на земле, блажен, чтобы являть свет миру и быть солью земли? — спрашиваем мы. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», — отвечает Иисус, отдельно отметив истинных христиан, говоря: - «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
И так получается, что блажен – это не диагноз, не клиника, не состояние, как значится в светских и религиозных толковых словарях и энциклопедиях, и потому употребление слова «блаженный» в качестве уничижительного прилагательного является недопустимой ошибкой. Блажен – это не производная от слова «блаженство», что значит ощущение полного и невозмутимого счастья. Блажен – это спасительное предопределение человека Богом в настоящую и последующую жизнь, которое может быть признаком настоящего или последующего рождения свыше, о котором Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Должно вам родиться свыше».
Спасительное предопределение человека Богом в жизнь выражается в его характерных, от слова «характер», особенностях. К ним, по утверждению Христа Иисуса, относятся алчущие и жаждущие правды, милостивые и чистые сердцем, миротворцы и плачущие (сердечные), кроткие и нищие духом. Следствием спасительного предопределения Отцом небесным человека является не только особенные черты его характера, но и место пребывания его в жизни, и её результат.
Почему блаженны? Потому что предопределены, потому что (ибо) их есть Царство Небесное, и они Бога узрят, и наследуют землю, — свидетельствует Христос. Потому что (ибо) они насытятся и утешатся, помилованы и наречены сынами Божиими будут, — говорит Сын Бога живого. И ещё говорит: «Вы – свет мира. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Какой свет от кротких и нищих духом? - спросят наглые и пышущие её богатством. Какая соль земли может быть в чистых сердцем и жаждущих правды? — посмеются лукавые и надменные. Что особого в миротворцах, милостивых и плачущих? – удивятся толстосумы и владыки земли. Им, временным, не до прославления Отца Небесного и, к сожалению, славы Его не понять. И это их предопределение, ибо награду они уже получили.