Трое ученых предложили новое объяснение множеству палеолитических статуэток, изображающих тучных или беременных женщин.
Они объясняют, что изображения, вырезанные 38 000–14 000 лет назад и получившие прозвище «Венера», не имеют отношения к божествам, а представляют собой образец адаптации человека к изменению климата того времени.
Фундаментальным и долгосрочным климатическим событием верхнего палеолита был последний ледниковый период, и исследовательская группа установила связь между наступлением ледников и пропорциями скульптур .
По его подсчетам, женские фигуры, как правило, были более полными в разгар ледникового периода и ближе концу .
Таким образом, в данных условиях каждого региона ожирение стало желательным состоянием. С избыточным весом женщине лучше перенести беременность при нехватке продовольствия и суровой атмосфере.
Десятки этих статуэток были обнаружены в разные годы в России, Германии, Франции, Италии, Словакии и Чехии. Команда не исключает, что эти открытия могут иметь духовное значение, быть своего рода фетишем или амулетом.
Характерное состояние износа многих из этих фигур предполагает, что они были реликвиями, передаваемыми от матери к дочери из поколения в поколение. Их могли принимать подростки или беременные женщины в надежде накопить желаемую массу тела.
Ричард Джонсон, ведущий автор исследования и профессор Медицинской школы Университета Колорадо (США) говорит об «эстетике искусства», которая «делает упор на здоровье и выживание», а не на сексуальный характер, как считалось раньше.
Таким образом, «Венеры» были бы художественным ответом на наступление ледников и падение температур, которое вызвало пищевой стресс, вымирание в регионах и сокращение населения в целом.