Найти тему

НИОКР по социо-конструированию: как сказку сделать былью. Часть 1.

(постоянная ссылка на статью: https://aftershock.news/?q=node/923374).

Будущее должно быть радостным. Быть тем самым “прекрасным далёко”. А иначе - зачем оно вообще нужно?

Каждый день должен быть чуть лучше в чём-​то, чем предыдущий. Чуть ближе к гармонии должна становиться жизнь человека. Чуть счастливее должен становиться мир вокруг, если говорить поэтически. Ну ведь вот так - это же верно?

Ведь верно же: жить так, чтобы каждый день становиться чуть лучшей версией себя вчерашнего. Совершенствуя (во всех смыслах) и себя, и мир вокруг. Через Любовь, дружбу, познание, созидание.

Жить так, чтобы каждый делать мир чуть радостнее и добрее.

А Доброта — это отдавать. Ведь у Человека всего два реальных пути в Вечность (бессмертие) - это память о его добрых делах и его дети.

И единственный капитал, который берёт человек с собой из жизни — это капитал отданного. Капитал людской благодарности, Доброты.

Быть добрым, отдавать вот так - от сердца, с радостью, без корысти и даже мыслей о каком-​либо материальном результате доброты, можно только из Любви. Самый яркий пример такой безусловной и радостной отдачи - родительская любовь.

Любовь, которая приносит и оставляет в памяти моменты абсолютного счастья - драгоценности в шкатулке памяти любого родителя. Первый раз взять на руки сына или дочь. Первая улыбка. И много-​много такого первого, а потом и второго и третьего - это всё Счастье. И чем больше будет таких моментов в жизни людей - тем счастливее будет и мир вокруг них. Нас. И наших детей.

Известный, а теперь уже и подтверждённый факт - глаза человека светятся. “Глаза светятся счастьем”, “глаза, лучащиеся добротой” - давно общепринятые выражения, а главное - понятные каждому образы.

И можно предположить, что если таких лучезарных глаз будет больше, то их объединённое излучение (воздействие) изменить и сам окружающий мир.

Тогда каждая пара таких глаз будет делать всё более явным то самое радостное будущее, прекрасное далёко.

Мир и мïръ, в котором человек любит, созидает, творит.

Тут уточним определение, это важно для понимания далее. Мир - это всё то, что нас окружает: от социально-​экономического уклада и его проявлений (в первую очередь) до живой природы.

А “МÏРЪ” в написании через “инить” означает “община”, что ныне подразумевает любое объединение людей - сообщество, коллектив. Окружающая социальная (коммуникационная) среда (в цифровом мире тоже). Именно в этом понимании используется слово “мïръ” далее.

Написание же ми(ï)р будет означать, что мысль, текст относится сразу к обеим сторонам медали - и к миру, как всей окружающей среде, и как к объединению людей в каком-​либо формате.

Мир и мïръ, живущие по максиме (кону) “чем лучше всем - тем лучше мне”.

Мïръ людей, которые сознательно (а кто-​то - и осознанно) следуют этому кону.

Пояснение по “сознательно” и “осознанно”.

Любовь и Доброта - высшие смыслы, идеи. Смыслы, задающие правила. И в мире (мïре), осознающем эти смыслы, быть не добрым, то есть - злым, эгоистичным, жадным, просто не выгодно.

И жить в максиме “чем лучше всем - тем лучше мне” можно всего лишь сознательно, буквально в рамках “выгодно - не выгодно”. По эгоистическим мотивам действовать альтруистически. Быть “техническим альтруистом”.

А кто-​то в таком мире (мïре) осознанно воплощает свою Любовь к детям, родителям, любимым, к родной земле. Воплощает в детях, творчестве, созидании.

Созидании ми(ï)ра, дающего все возможности для гармоничного развития человека с первых дней его жизни.

Мïра, принимающий каждого ребёнка как дар, не имеющий цены.

Наш текущий мир (и мïръ, как объединение людей, мы сами - в том числе и в первую очередь) это мир, в котором условия жизни, весь социально-​экономический уклад, определяется правилами иной максимы - “умри ты сегодня, а я завтра”. То же самое научным языком:

"Ростовщический капитализм порождает денежный голод, который порождает агрессию хозяйствующих субъектов, стремящихся получить деньги любой ценой" (В.Ю. Катасонов).

Из нашего ми(ï)ра, в котором если ты отдаёшь - ты не добрый, а слабый и у тебя можно и нужно забрать вообще всё, Ми(ï)ръ Доброты представляется утопией, иллюзией.

Однако это лишь вопрос восприятия.

И точнее здесь будет сказать “из такого мира представляется на такойвзгляд”. То есть - в восприятии нашим сознанием.

Известно, что попытки привить даже первичные социальные навыки ребёнку-​Маугли невозможно. То есть оказалось невозможным пробудить человеческое начало в сознании, сформированном условиями звериного социума.

Так ведь и наше сознание сформировано в той же зверской максиме - "умри ты сегодня, а я завтра". От зверей в таком мире человека отличает лишь ум, интеллект, а основа стратегий выбора и принятия решений - одна и та же, дословно.

Условия жизни в таком мире определяются правилами, порождёнными этой максимой - идей рыночной (звериной) конкуренции. Определяются прямо и опосредованно, с первых дней жизни и далее, отражаясь в первую очередь на образовании человека во всех смыслах этого определения.

А следствия жизни в таких условиях для человека, его психики, отношений с окружающими (и вообще всех коммуникаций в обществе и всём социально-​экономическом контуре) - эгоизм, жадность, агрессия, ложь, страх, недоверие.

По этим правилам, на этом "топливе" (мотивации), этой энергии работает рыночная экономика. Их она и поддерживает, то есть - оказывает определяющее воздействие на психику человека, его сознание. Создавая "эффект Маугли" в сознании человека.

Именно по этому иной мир, ми(ï)р Доброты, живущий по человеческим правилам (дружбы, взаимопомощи, благодарности, честности, сотрудничества), рождённым из смыслов Любви и Доброты, воспринимается таким сознанием, как утопия. Или сказка. Или как Царство Божие (которое при жизни никто никому не обещал, всё потом).

Однако же.

Раз.

Русские народные сказки приучают сеять добро ("Гуси-​Лебеди" и многие другие). А сказки - суть первое образование человека. Которое задаёт образцы стратегий выбора, принятия решений и действий в психологии человека. И так, через психологию человека, сказочные смыслы попадают в реальный мир.

Два.

Зная правила мира "умри..." (а мы их знаем, мы тут живём) мы можем буквально аналитически, методом отзеркаливания сформулировать иные правила, правила ми(ï)ра "чем лучше всем, тем лучше мне".

Максима "умри ты сегодня, а я завтра" в одной из формулировок -

"Не верь. Не бойся. Не проси" - происходит из злобы, страха, агрессии и порождает их же.

Отзеркаливаем: "Ведай. Мечтай. Твори" - рождено Любовью, рождает в ми(ï)ре Доброту, Любовь, Благодарность.

"Упавшего добей" - "слабому помоги".

"Кто сильнее - тот и прав" - "сила в Правде".

И так далее, вплоть до того, что можно отзеркалить восемь признаков (правил создания и функционирования) финансовых пирамид. И сформулировать правила для воплощения в жизнь проектов, рождённых талантами и идеями людей. (см. https://aftershock.news/?q=node/820682).

Три.

Правила, рождённые смыслами Любви и Доброты, прописаны в самом человеке, в нас самих. На психо-​физическом и, буквально - биологическом уровне (см. книгу Дж. Гамильтона "Мысль имеет значение", кратко об этом – статья «Деньги Бога» и как их накапливать» - https://aftershock.news/?q=node/868580). И мы их даже ЗНАЕМ, как минимум - из тех же сказок.

Знаем, но не отражаем в окружающем мире. В том числе потому, что проявлений иных правил этому миру, живущему в концепциях страха, недоверия, агрессии, не надо. Вспомним о восприятии доброты человека в этом мире.

Максимум - наша доброта распространяется на близких - родителей, семью, любимых, детей, нескольких друзей. И всё.

Итак: раз - сказки, два - анализ и здравый смысл, три - врождённое знание ми(ï)ра Любви и Доброты (как минимум - большинство из нас имеет в психике образ родительской Любви своих мамы и папы).

И это не говоря уже о том, что в нашей традиции есть опыт приближения к такому ми(ï)ру Человека, см. концепцию "Русский крест" (вводная статья).

Возвращаясь к "однако же".

Ну так на то мы ныне и есть настоящие творцы миров.

И как мïров - сообществ людей (объединения и группы в соц.сетях), а некоторые - и как творцы (программисты, например) игровых (сказочных) миров (игровых вселенных, он-​лайн игр и т.д.).

А кое-​кто уже и в реальный мир переносит инструменты и механизмы из такого "сказочного" мира - см. так называемые экосистемы (семейство цифровых ассистентов "Салют" от Сбера).

И да - обратите внимание на переход от правил "Царства Божия" к соц.сетям - из мира смыслов в реальность.

Объём знаний человечества (в том числе - выраженный в сумме технологий), научно-​технический прогресс и цифровизация информационно-​образовательного и экономического контуров, к настоящему времени даёт все возможности для осознанного и сознательного созидания мïров и миров ("миров" - как условий окружающего мира, систем и механизмов экономики в том числе).

Первые ласточки-​примеры подобных стуктур и образований (слияний условного "вновь созданного мира" и мира реального) - эко-​системы, Сбер, Яндекс и прочие "цифровые гиганты".

Примечание. Основы безопасности и принципы коммуникаций и сосуществования с подобными структурами (приближёнными к ИИ по параметрам скорости анализа и ряду других следствий перехода на цифру, биг-​дату) обязательно будут рассмотрены далее.

Так вот. И ничто не мешает создать ещё один ми(ï)р на основе правил, следующих из смысла "чем лучше всем - тем лучше мне".

Да хотя бы и игровой (для начала и даже в числе реальных задач, как проект создания игровой вселенной, он-​лайн игры для отработки решений и механизмов перед их внедрением в реальность).

Ведь игра и значит - правила.

ПДД нужны для того, чтобы максимально безопасно и быстро достигать цели поездки. Без рисков (финансовых в том числе) - в первую очередь, а в оптимальные сроки, то есть максимально возможной скоростью - только во вторую.

То есть правила нужны для того, чтобы без рисков и как можно быстрее достигать целей.

И если Цель - это ми(ï)р Человека, то и правила эти - человеческие. Доброта, осознанность, сострадание, взаимовыручка и взаимопомощь, благодарность, честность.

По этим правилам живёт и действует человек в этом ми(ï)ре. И сам ми(ï)р организован и действует по этим правилам.

Исходя из них можно описать этот ми(ï)р.

Точнее - описать его контуры:

  • ценностный (что является ценностями в этом мире);
  • информационно-​образовательный;
  • социально-​экономический (который включает в себя все остальные контуры жизнеобеспечения человека, семьи и общества).

По сути такое описание это и есть - научно исследовательские и опытно-​конструкторские работы (НИОКР) по социо-​конструированию.

Для описываемого (создаваемого ми(ï)ра из НИОКР следует техническое задание. Как это бывает при выдаче техзаданий программистам, создающим игровой мир. От случая когда, например, игровые (виртуальные) монетки должны обмениваться на такие же виртуальные предметы, и вплоть до создания целых сугубо экономических игр-​стратегий.

Тема НИОКР:

"Возможности и аспекты создания мира и мïра людей, сознательно и осознанно действующих по правилам, следующим из максимы (кона) - "чем лучше всем - тем лучше мне".

Примечание.

Прототип информационно-​образовательного и социально-​экономического контуров такого ми(ï)ра уже созданы и действуют. Социально-​экономический контур действуют в той его части, которая благодаря НТП и цифровизации ныне:

или прямо включена в информационно-​образовательный (реклама и весь интернет-​бизнес),

или проистекает из него (см. эко-​системы, агрегаторы и прочие примеры, когда поставщик товаров/услуг одной ногой стоит в цифровом мире).

Подробнее об этом - далее.

Какими будут ценности ми(ï)ра доброты?

Жизнь человека - безусловно. Свобода воли. Созидание. Познание. Развитие. Семья. Любовь, к родной земле природе - в том числе.

Для воплощения ценностей в ми(ï)ре они должны отображаться и в виде целей человека и общества, и в материальном, физическом виде.

Из ценности жизни человека следуют (напрямую связаны с ней) ценности - дети, их здоровье и всё-​всё-всё с этим связанное.

Это ми(ï)р, в котором человек, люди целенаправленно множат Добро, Радость, Счастье.

Это ми(ï)р, в который хочется приводить детей. Как можно больше детей. И этим же вновь множить Любовь и Счастье, буквально увеличивая количество счастливых моментов в ми(ï)ре. Научаясь осознанно быть и жить в нём.

Пример осознанности в отношении родительства: осознанность, как открытие новых граней родительской любви с возрастом ребёнка.

Дети, их здоровье и здоровая жизнь, их гармоничное развитие - одна из главнейших ценностей ми(ï)ра Человека, Доброты.

Хотя бы потому, что тем, кто знает, что такое взгляд родных и абсолютно любимых глазок сына или дочки, прикосновение их маленьких пальчиков к твоему лицу, запах родной макушечки - им о счастье рассказывать не надо, они знают, какое оно.

Описать словами те моменты, когда ты захлебываешься от такого родительского счастья невозможно. Кто знает - тот знает.

И вот ради этого счастья, ради своих детей - разве не должны мы из "прекрасного далёка" сделать "прекрасное близко"? И даже не просто "прекрасное близко" а "прекрасное по таким-​то параметрам, в такие-​то сроки"?

Прекрасное далёко прекрасно в первую очередь детьми. Их смехом, радостью, жаждой жизни и познания. Океаном любви родителей и детей. Океаном, который открывает такое же безбрежное пространство возможностей творить и созидать. Для своих детей и семей, вместе с ними.

В ми(ï)ре, живущем по максиме "чем лучше всем - тем лучше мне", в ми(ï)ре доброты - семья, дети, материнство, здоровье детей, их гармоничное (психическое, физическое, интеллектуальное, духовное) развитие и образование имеют высшее приоритеты.

Следуя игровой механике, помещаем эти ценности в центр описываемого (создаваемого) ми(ï)ра.

И по результатам анализа пересечений этого ми(ï)р и мира реального сразу получаем некоторые следствия. Которые выводят, указывают на дальнейшие шаги.

1. Гармоничное развитие человека невозможно в текущих социально-​экономических условиях. В мире, в котором доброта воспринимается как слабость, ни о какой гармонии говорить не приходится.

2. Также как не приходится говорить и условиях поддержания здоровья детей (в городах в первую очередь).

3. Ценности создаваемого мира пересекаются с ценностями которые имеют значение и во внешнем мире. Как пример: дети, здоровье и материнство, семья. Мы слышим об этом и эти ценности присутствуют в окружающем нас ми(ï)ре, хотя и не занимает в нём главных мест и ролей.

4. Информационно-​образовательный контур и порождаемые им социально-​экономический (в той его части, которая полностью расположена в "родительском" контуре) на первых этапах создания мира могут вовсе не иметь материального воплощения. Не иметь привязки - связи с физически существующими структурами и тому подобным. Примеров тому уже масса.

Продолжая описывать / создавать / моделировать ми(ï)р доброты, выходим на задачу обеспечения базы. Основы, фундамента, необходимого для дальнейшего развития: достаток, здоровье, уверенность в завтрашнем дне.

Ми(ï)р должен обеспечить все условия и дать все возможности для рождения, развития и образования детям.

А родителям, в числе прочего - дать возможность с головой уйти в созидание ми(ï)ра. Прекрасного и сегодня, и завтра, и послезавтра, и так далее для наших семей и детей.

Ми(ï)р, как совместная деятельность, коллективный труд всех его видов (в цифровом, информационном мире - в том числе и в первую очередь) должен дать каждому человеку все возможности для проявления его доброты и заботы. В выбранном им самим виде. Через воплощение его задатков и талантов.

Здесь важно отметить: доброта человека может иметь и сугубо техническое проявление.

И ми(ï)р должен отблагодарить человека за его доброту - обеспечением и поддержанием условий для дальнейшего созидания и творения. Обеспечить достаток и здоровье, создавая тем самым и уверенность в будущем.

Такой мир открыт для всех. В том числе для "технических альтруистов". Добро творимое имя в ми(ï)ре без воодушевления, может быть сугубо техническим.

По сути это и есть социально-​экономический контур.

Твори добро и тебе воздастся. В граммах.

Проявляй доброту только функционально-​технически, то есть качественно и добросовестно делай что-​то на благо ми(ï)ра - получай достаток и здоровье.

Созидай, воплощай Любовь, осознанно твори добро - и получи крылья для воплощения твоей мечты.

На данном этапе НИОКР, опираясь на вышеизложенное и практику работы прототипов, можно сформулировать естественную задачу (одну из главнейших) для ми(ï)ра.

С учётом того, что условия жизни, жизнедеятельности и труда в мире "умри ты сегодня а я завтра", не дают человеку возможности быть Человеком, мïръ создаёт для себя мир. Буквально - новую среду обитания. Иной социально-​экономический уклад. Ми(ï)р, действующий по правилам кона "чем лучше всем - тем лучше мне".

Такое созидание требует ресурсов. И не может произойти одномоментно по взмаху волшебной палочки. Контуры ми(ï)ра, описанные выше, создаются по очереди.

Ценностный контур частично описан выше. Далее (в следующих статьях) опишем проявления этого контура (как это может быть, каким именно будет "прекрасное далёко" в реальном мире).

Следующий контур - информационно-​образовательный. Который определяет социально-​экономический, и частью его же и является.

Как смыслы сказки через психику человека попадают в реальный мир, так и смыслы ми(ï)ра доброты через информационно-​образовательный контур попадают в реальность. И далее определяют социально-​экономические условия жизни человека и общества.

Определяют ещё и потому, что "информационно -" помимо всего прочего связано с цифровизацией, экономики в том числе. А образование включает в себя и практику. Практику воплощения задатков и применение талантов, навыков и знаний в созидании - в жизни, в труде (всех его видов, в цифровом мире в том числе).

И для дальнейшего созидания ми(ï)ра этому контуру требуются источники ресурсов. Точнее - источники источников ресурсов.