Найти тему
Artfragment

Что нужно знать о Занеле Мухоли

В Лондоне снова открыты музеи, а значит в Tate Modern можно прийти на выставку Занеле Мухоли. На этой неделе мы рассказываем про художников-активистов (начали с Тани Бругеры), и Мухоли прекрасно вписывается в этот ряд.

— Занеле Мухоли называет себя «художественным активистом».

Он(а) родился(ась) в 1972 году в ЮАР, в пригороде Дурбана, и был(а) младшим(ей) в семье из восьми детей. Отец умер, когда Зенеле был(а) совсем юным(ой). Мать работала прислугой и была вынуждена оставить детей, чтобы трудиться в белой семье в годы апартеида. Сам(а) Мухоли также сталкивался(ась) с жестокостью режима и систематическим угнетением. Ему/Ей было 24 года, когда в стране приняли новую конституцию. Она должна была открыть в стране «эру равенства». Но этого не произошло.

Занеле Мухоли, «Qiniso, The Sails, Durban», 2019.
Занеле Мухоли, «Qiniso, The Sails, Durban», 2019.

— Свою идентичность Мухоли определяет как небинарную.

Поэтому в текстам на английском языке используются «they» и «them». В ЮАР, даже с новой конституцией, все равно свирепствовали квирфобия и гомофобия. И Мухеле не мог(ла) с ними не сталкиваться. Кроме этого, он(а) видел(а) и понимал(а), что геи, лесбиянки и транс-персоны в стране относились к тем, кто находился в максимальной зоне риска (они становились жертвами преступлений на почве ненависти). Но именно их Мухоле выбрал(а) в качестве своих героев.

Занеле Мухоли, «Bona, Charlottesville», 2015.
Занеле Мухоли, «Bona, Charlottesville», 2015.

— С начала 2000-х Мухоли занимается фотографией.

Его/Ее первая выставка состоялась в 2004 году и называлась «Наглядная сексуальность: только полкартинки». В 2009-м Занеле защитил(а) магистерскую диссертацию, темой которой было отражение в искусстве идентичности чернокожих женщин-лесбиянок после падения режима апартеида. Он(а) рассказывала, что вдохновлялся(ась) работами американки Нан Голдин. Та предельно откровенно снимала себя и своих близких, больных СПИДом и страдающих от наркозависимости, транс-людей и гомосексуалов. В 2014 году в интервью The Guardian Мухоле заявил(а):

«Каждый раз, когда я переживаю что-то страшное и травмирующее, я выживаю благодаря фотографии».

Во время работы Занеле не просто снимает своих героев, но беседует с ними, обсуждает их жизнь и трудности.

Занеле Мухоли, «ID Crisis», 2003.
Занеле Мухоли, «ID Crisis», 2003.

— Занеле Мухоли создает и автопортреты.

В 2015 году он(а) запечатлел(а) себя, покрыв тело тряпкой, а голову украсив прищепками. Этот портрет Мухоли назвал(а) данью уважения своей матери, которая умерла в 2009-м. «Она работала прислугой 42 года и ушла на пенсию, когда ее здоровье уже сильно ослабло. После она не прожила долго и не смогла насладиться временем со своей семьей и внуками. Этот снимок — посвящение всем тем, кто тяжело трудится и заботится о своих семьях, еле сводя концы с концами», — отмечал(а) Мухоле.

Занеле Мухоли, «Bester I, Mayotte», 2015.
Занеле Мухоли, «Bester I, Mayotte», 2015.

— В 2019 году Занеле Мухоли представлял(а) ЮАР на Венецианской биеннале.

Images courtesy of Venice Biennale. Photos by Andrea Avezzù and Italo Rondinella.
Images courtesy of Venice Biennale. Photos by Andrea Avezzù and Italo Rondinella.

Тогда он(а) попала в списки самых интересных и неудобных художников смотра. В Венеции в числе прочего Мухоли показал(а) работы из серии «365». Он(а) делал(а) по снимку в день и уточнял(а):

«Я живу, как любой черный человек. Вот мои 365 дней года. Есть много событий и переживаний, которые я испытываю в течение этого времени. Я стремилась создать карту этих переживаний и конкретных моментов унижения».
Images courtesy of Venice Biennale. Photos by Andrea Avezzù and Italo Rondinella.
Images courtesy of Venice Biennale. Photos by Andrea Avezzù and Italo Rondinella.

— На вопрос, видит ли серьезные изменения в восприятии представителей ЛГБТК+ сообщества в ЮАР, Занеле Мухоле в свежем интервью «Коммерсантъ Арт« отмечал(а):

«Во всем есть положительные и отрицательные сдвиги, однако теперь у нас есть открытые квир-художники, музыканты, спортсмены, ведущие ток-шоу, которых считают национальным достоянием, а не презирают. «Поколения», одна из самых продолжительных мыльных опер в Южной Африке, имела трансгендерный сюжет и вызвала множество откликов, в том числе сочувствие».

При этом в ЮАР по-прежнему остается угроза для ЛГБТК+ людей.

«Это даже сложно объяснить не жившим в ЮАР. Это звучит абсурдно, когда я говорю, например, что в течение одного месяца я побывала на свадьбе моих подруг и на похоронах лесбиянки, умершей в результате изнасилования», — признается Мухоле.

Занеле Мухоли, «Zazi II, ISGM, Boston», 2019.
Занеле Мухоли, «Zazi II, ISGM, Boston», 2019.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.