В Лондоне снова открыты музеи, а значит в Tate Modern можно прийти на выставку Занеле Мухоли. На этой неделе мы рассказываем про художников-активистов (начали с Тани Бругеры), и Мухоли прекрасно вписывается в этот ряд.
— Занеле Мухоли называет себя «художественным активистом».
Он(а) родился(ась) в 1972 году в ЮАР, в пригороде Дурбана, и был(а) младшим(ей) в семье из восьми детей. Отец умер, когда Зенеле был(а) совсем юным(ой). Мать работала прислугой и была вынуждена оставить детей, чтобы трудиться в белой семье в годы апартеида. Сам(а) Мухоли также сталкивался(ась) с жестокостью режима и систематическим угнетением. Ему/Ей было 24 года, когда в стране приняли новую конституцию. Она должна была открыть в стране «эру равенства». Но этого не произошло.
— Свою идентичность Мухоли определяет как небинарную.
Поэтому в текстам на английском языке используются «they» и «them». В ЮАР, даже с новой конституцией, все равно свирепствовали квирфобия и гомофобия. И Мухеле не мог(ла) с ними не сталкиваться. Кроме этого, он(а) видел(а) и понимал(а), что геи, лесбиянки и транс-персоны в стране относились к тем, кто находился в максимальной зоне риска (они становились жертвами преступлений на почве ненависти). Но именно их Мухоле выбрал(а) в качестве своих героев.
— С начала 2000-х Мухоли занимается фотографией.
Его/Ее первая выставка состоялась в 2004 году и называлась «Наглядная сексуальность: только полкартинки». В 2009-м Занеле защитил(а) магистерскую диссертацию, темой которой было отражение в искусстве идентичности чернокожих женщин-лесбиянок после падения режима апартеида. Он(а) рассказывала, что вдохновлялся(ась) работами американки Нан Голдин. Та предельно откровенно снимала себя и своих близких, больных СПИДом и страдающих от наркозависимости, транс-людей и гомосексуалов. В 2014 году в интервью The Guardian Мухоле заявил(а):
«Каждый раз, когда я переживаю что-то страшное и травмирующее, я выживаю благодаря фотографии».
Во время работы Занеле не просто снимает своих героев, но беседует с ними, обсуждает их жизнь и трудности.
— Занеле Мухоли создает и автопортреты.
В 2015 году он(а) запечатлел(а) себя, покрыв тело тряпкой, а голову украсив прищепками. Этот портрет Мухоли назвал(а) данью уважения своей матери, которая умерла в 2009-м. «Она работала прислугой 42 года и ушла на пенсию, когда ее здоровье уже сильно ослабло. После она не прожила долго и не смогла насладиться временем со своей семьей и внуками. Этот снимок — посвящение всем тем, кто тяжело трудится и заботится о своих семьях, еле сводя концы с концами», — отмечал(а) Мухоле.
— В 2019 году Занеле Мухоли представлял(а) ЮАР на Венецианской биеннале.
Тогда он(а) попала в списки самых интересных и неудобных художников смотра. В Венеции в числе прочего Мухоли показал(а) работы из серии «365». Он(а) делал(а) по снимку в день и уточнял(а):
«Я живу, как любой черный человек. Вот мои 365 дней года. Есть много событий и переживаний, которые я испытываю в течение этого времени. Я стремилась создать карту этих переживаний и конкретных моментов унижения».
— На вопрос, видит ли серьезные изменения в восприятии представителей ЛГБТК+ сообщества в ЮАР, Занеле Мухоле в свежем интервью «Коммерсантъ Арт« отмечал(а):
«Во всем есть положительные и отрицательные сдвиги, однако теперь у нас есть открытые квир-художники, музыканты, спортсмены, ведущие ток-шоу, которых считают национальным достоянием, а не презирают. «Поколения», одна из самых продолжительных мыльных опер в Южной Африке, имела трансгендерный сюжет и вызвала множество откликов, в том числе сочувствие».
При этом в ЮАР по-прежнему остается угроза для ЛГБТК+ людей.
«Это даже сложно объяснить не жившим в ЮАР. Это звучит абсурдно, когда я говорю, например, что в течение одного месяца я побывала на свадьбе моих подруг и на похоронах лесбиянки, умершей в результате изнасилования», — признается Мухоле.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.