Найти в Дзене
Владимир Пискурев

СКАЗКА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ УЧЁБЫ ИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?
На следующий день, как только первые лучи солнца осветили лес, заиграли на листьях, засверкали на капельках росы, Стрекоза уже была на ногах. Она почистила свои крылышки, умылась капелькой росы и выпила, подаренный ей знакомой пчелой нектар. Он был вкусным и сладким, и к тому же, после сна хорошо бодрил и придавал силы. Время быстро бежало, и пора было

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ УЧЁБЫ ИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?

На следующий день, как только первые лучи солнца осветили лес, заиграли на листьях, засверкали на капельках росы, Стрекоза уже была на ногах. Она почистила свои крылышки, умылась капелькой росы и выпила, подаренный ей знакомой пчелой нектар. Он был вкусным и сладким, и к тому же, после сна хорошо бодрил и придавал силы. Время быстро бежало, и пора было вылетать из дома, так как надо было залететь за Кузнечиком, а затем, вместе, они должны были отправиться к Комарику, а по дороге, к ним должна была присоединиться Бабочка. Кузнечика в Школу искусства провожали всей семьёй. Стрекоза удивилась. И кого тут только не было: и папа, и мама, и его любимый дедушка, а больше всего, его братьев и сестёр, которые прыгали в густой траве и почему-то много смеялись.

- Наверное, они радуются за своего старшего брата, ведь он идёт в школу, - подумала Стрекоза.

Взявшись за лапки, Стрекоза и Кузнечик отправились к Комарику. Они решили немного пройтись, так как болото, в котором он жил, было совсем рядом. То, что они увидели, трудно было вообразить. Если Кузнечика провожало много родственников, то Комарика провожало целое полчище комаров и комарят. Они быстро носились над болотом в разные стороны, и каждый норовил подлететь к Комарику и пожелать ему хорошей учёбы. Комарик с трудом успевал говорить спасибо, так как всё его внимание было обращено к своей любимой бабушке – Старой Комарихе, дававшей внуку, последние наставления.

- Комарик, скорее, а то опоздаем, - позвала его Стрекоза.

Увидев друзей, Комарик тут же взлетел в воздух, сделал прощальный круг над болотом и подлетел к Стрекозе и Кузнечику.

- Ну что, вы готовы? – спросил он.

- Мы то, готовы, а ты всё никак не распрощаешься со своими комарами. А так ведь и опоздать можно, - упрекнула его Стрекоза.

- Ну извините, их так много и все хотят сказать «До свидания» и пожелать хорошей учёбы, - пытался оправдаться Комарик.

- Да это понятно, - закивала головой Стрекоза, - но ведь и опаздывать нехорошо, да и нельзя - Старый Жук может рассердиться. -

Они поспешили к старому дубу. По дороге вспомнили про Бабочку. Она почему-то с ними не встретилась. Догадались, что она не стала их дожидаться, так как они немного задержались. Они успели к началу занятий, а Бабочка действительно уже сидела за своим столиком. А за другими столиками сидели другие насекомые. Наши друзья, сели каждый за свой столик и стали ждать, что же будет дальше. Вдруг, на самой вершине большого дуба раздалось кукование кукушки. Она прокуковала восемь раз и сообщила, что наступило восемь часов утра. И в это время перед учащимися появился Старый Жук. Он поздоровался со всеми и положил на свой учительский стол книги и большие листы, на которых, что-то было нарисовано. У Стрекозы мелькнула мысль:

- Может быть это чертежи, - но тут же она передумала, - да нет, не может быть, Жук ведь не архитектор. -

А Жук, как будто услышав её мысли, взял одну картинку и показав её насекомым, произнёс

- Друзья мои, посмотрите пожалуйста внимательно на это изображение. Что вы видите?

Стрекоза не дожидаясь, пока её спросят, прямо с места громко сказала:

- Я знаю – это небо. Оно там, наверху и я в нём летаю. И вообще, все насекомые любят небо. Оно, как дом. Нам в нём хорошо! -

Тут все ученики повернули головы в её сторону и как-то странно посмотрели. Стрекоза почувствовала, что она что-то, сделала не так. Ей стало неловко и она покраснела. Старому Жуку стало её жалко и он добрым голосом сказал:

- Уважаемая Стрекоза пришла сегодня к нам в первый раз, и она ещё не знает, что если на уроке, кто-то желает что спросить или ответить, то надо поднять лапку. Вот. А, если мы будем выкрикивать, да ещё все вместе, то, что у нас получится? Ну-ка Сверчок, скажите. -

- Шум у нас получится, – ответил Сверчок и при этом многозначительно посмотрел на Стрекозу, которая от этого ещё больше засмущалась.

- Поэтому, новым ученикам, - продолжил Жук, - следует знать, что в школе, на уроке, прежде чем спросить или ответить, нужно обязательно поднять лапку. А Стрекоза не виновата, она просто не знала, а теперь знать будет. Так ведь, Стрекоза? -

- Да, теперь знать буду, - робко подала свой голос Стрекоза и, повернувшись к Сверчку, как бы извиняясь, посмотрела на него. Сверчок кивнул своей головкой, давая ей понять: не волнуйся Стрекоза, всё в порядке, ты ведь действительно не знала.

- Ну, вот и хорошо, - сказал Жук, - а теперь, давайте вернёмся к небу. Светлячок, Вы что-то хотели нам сказать, - и Жук посмотрел на Светлячка, который поднял лапку и ждал, когда его спросят. Светлячок встал.

- Я хотел сказать, что небо бывает разным. Днём оно голубое, ночью – чёрное, а ещё оно бывает и серым, и синим, и белым. То, его освещает солнце, то, его закрывают тучи - небо всё время меняется. -

Жук внимательно выслушал Светлячка и произнёс:

- Вы хотите сказать, что небо меняет свой цвет? – в его голосе звучал вопрос.

- Да, наверное, - ответил Светлячок и сел на своё место.

- Может кто-нибудь ещё, что-то хочет сказать? – поинтересовался Жук.

- Я хочу сказать, - поднял вверх свою лапку Кузнечик и, вставая со своего места произнёс, - А ещё, небо бывает злым и сердитым, и даже страшным, особенно, когда идёт дождь, гремит гром и сверкает молния. Я всегда боюсь такого неба и стараюсь спрятаться подальше. -

- И я тоже, и я, - послышались голоса других насекомых. Оказалось, что все они боялись хмурого, дождливого неба. Да и сам Старый Жук тоже боялся и всегда в непогоду сидел в своём дупле.

- Смотрите, - сказал Жук, - что же у нас получается: светит солнышко, небо голубое и нам хорошо, и наоборот: небо в тучах, тёмное, идёт дождь и нам не очень это приятно, а кому-то может даже грустно и скучно. Меняется цвет неба и меняется наше настроение. Странно, не правда ли?

Жук немного помолчал, а потом спросил

- А как вы думаете, что такое ЦВЕТ?

Стрекоза тут же подняла лапку и Жук кивнул ей, разрешая ответить.

- У меня около домика растёт большой оранжевый цвет, а недалеко от него ещё много цветов, самых разных.-

И она села, довольная тем, что ответила на вопрос, да ещё не забыла поднять лапку и поступила, как настоящая ученица.

Жук улыбнулся и сказал:

- Я говорю не о цветке, не о растении. Я говорю о другом, я говорю о цвете, который отражает каждый предмет, когда он освещён и мы хорошо его видим.

Наступила тишина. Никто не поднимал лапки, никто ничего не мог сказать. Все молчали. Наверное, никто не знал, что такое цвет.

- Ну что ж, - произнёс Жук, - тогда давайте думать и рассуждать вместе. Я буду говорить, а вы, кто захочет, поднимайте лапки и высказывайте свои мысли. -

Все ученики приготовились внимательно слушать. И у некоторых от этого приподнялись усики, у других, как, например, у Стрекозы, округлились глаза, а у Бабочки и у Комарика приспустились крылышки. Каждый старался не пропустить ни одного слова учителя, потому что каждое его слово было нужным для знаний. А Жук, тем временем, продолжал:

- Я не напрасно спросил вас о небе, о том, какого оно цвета. Ведь не только небо, но и всё в природе имеет свой цвет. Всё окрашено: и земля, и лес, и цветы, и вода – то есть всё живое и неживое имеет свои цвета. Их много и они могут быть самыми разными, но они всегда есть. На что бы мы с вами не посмотрели, оно обязательно будет иметь свой цвет. Даже крылышки нашей уважаемой Стрекозы, - тут все насекомые посмотрели на Стрекозу, - тоже имеют свой цвет.

Внезапно, Комарик поднял лапку и Жук кивнул ему, разрешая ответить.

- На солнце, они у неё переливаются и блестят как радуга, - сказал Комарик.

- Правильно Комарик, - обрадовался Жук, - Вы очень хорошо вспомнили про радугу, которая состоит из нескольких цветов. Каких? Кто видел и знает?

- Можно я отвечу, - подняла лапку Бабочка, - я много раз видела радугу и очень хорошо её запомнила. -

- Конечно, конечно, говорите Бабочка, из каких же цветов состоит радуга. Мы с удовольствием Вас послушаем, - сказал учитель.

Бабочка поднялась со своего стульчика и начала перечислять.

- Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый - вот кажется и всё, - закончила она и села.

- Абсолютно правильно! У Вас замечательная память и Вы всё верно назвали, - похвалил Жук Бабочку и сказал, - запомните друзья мои, весь мир, вся природа, всё, что нас окружает – имеет свой цвет. -

И тут он увидел, что Стрекоза опять подняла лапку, видимо, желая что-то сказать.

- Слушаем Вас Стрекоза, - кивнул ей Жук.

- Я хотела спросить. А почему, когда я вижу, как светит солнышко или горит огонь, или когда я смотрю на красные, оранжевые, жёлтые цветочки мне, как будто тепло, а когда я смотрю на тёмные тучи, синюю воду речки или зелёную болота, мне, как будто, становится холодно. Почему мне так кажется? -

- Можно мне сказать? – поднял лапку Комарик.

- Конечно можно, - разрешил Жук.

- Я сам, часто задумывался над тем, о чём сейчас говорила Стрекоза и пришёл к такому выводу, что, наверное, в природе существуют тёплые и холодные цвета. Тёплые – это красные, оранжевые, жёлтые – они согревают, радуют, возбуждают. А холодные – синие, зелёные, тёмные – наоборот – успокаивают, печалят, грустить заставляют. Или, может быть я неправ? -

- Нет, Комарик, Вы правы, Вы абсолютно правы! – воскликнул Жук, - потому что так оно и есть. Цвета действительно разделяются на тёплые и холодные. Вот почему, в яркий солнечный летний день, нам тепло не только от солнышка, но и от того, что, вокруг много тёплого цвета и он, как бы согревает нас. И наоборот, осенью, зимой – много серого, синего, холодного цвета и это вызывает ощущение холода. Так что давайте все запомним, что цвет бывает тёплым и холодным. -

-

Тут поднял лапку Кузнечик и получив разрешение спросил:

- Скажите пожалуйста, уважаемый Жук, а почему мы так много говорим о цвете? Ведь мы учимся в Школе искусства и должны говорить об искусстве, а при чём тут цвет, я что-то не пойму? -

- Всё очень просто, - сказал Жук, - искусство, особенно изобразительное – живёт цветом. Оно просто не может обходиться без цвета. Взять, к примеру, картины. Вы когда-нибудь видели их? – и Жук посмотрел на Стрекозу.

- Да я видела, - уверенно произнесла Стрекоза, - я видела много картин и самых разных, и больших, и маленьких, и все они были цветными. -

- Вот видите, - продолжал Жук, выслушав Стрекозу, - картины, это, прежде всего цвет, это цветное изображение мира. Не было бы цветных красок, не было бы цветных картин. Мы не сможем с вами разговаривать о картинах, если мы не будем знать что такое цвет, что такое цветные краски. -

- А что такое цветные краски? – неожиданно спросила Стрекоза, забыв поднять лапку.

- А об этом я расскажу вам завтра, а сейчас все свободны и можете отдыхать.

И попрощавшись с насекомыми, Старый Жук отправился к своему домику.

( ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УСМОТРЕНИЕ ХУДОЖНИКА.)