В школе нас учили, что в Норвегии живут норвежцы, в Финляндии – финны, а в Швеции – шведы. А где живут саамы? В Лапландии, которая существует не только в мифологическом, но и в физическом пространстве – на стыке России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
Саамы: выбор исторического пути
Саамы (саами, лопари; самоназвание – кильд. са̄мь, с.‑саамск. sámit, sapmelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) – малочисленный финно-угорский народ, компактно проживающий на границах четырёх государств. Саамские языки входят в финно-волжскую группу финно-угорской ветви уральской языковой семьи, оставаясь при этом обособленными.
Есть вполне правдоподобная гипотеза о том, что ранее саамов называли финнами или феннами1, которые были описаны Тацитом в «Германии»:
«У феннов поразительная дикость и жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища – трава, одежда – шкуры, ложе – земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам… Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе: беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного – не испытывать нужды даже в желаниях»2.
Получается, что саамы продолжали даже в начале нашей эры жить так, как другие жили в Каменном веке, причём это был их осознанный выбор3.
Предки саамов – носители археологической культуры Комса в конце последнего мощного оледенения (11 000-8 000 гг. до н.э.) последовали за отступающим ледником, вернее, они мигрировали вслед за стадами оленей, на которых охотились. Позднее они были ассимилированы носителями финно-угорских языков, при этом в саамских языках прослеживается значительный палеоевропейский (доиндоевропейский и дофинно-угорский) субстрат.
Во II-I тыс. до н.э., когда предки прибалтийских финнов под влиянием предков германцев, балтов и славян переходят к оседлому образу жизни, предки саамов продолжают жить так, как жили их предки: кочевать и охотиться. Они жили таким образом и позднее, разве что уже в Средневековье перешли от простой охоты на оленей к оленеводству, не забывая при этом охоту на других животных.
Саамы и соседи
Саамы кочевали на обширной территории вплоть до Ладожского озера на юге, однако после прихода индоевропейцев (германцев, балтов и славян) и носителей прибалтийско-финских языков они были вынуждены уйти севернее. Не выдерживая конкуренции с другими народами, создававшими государственные образования, саамы подвергались набегам и обложению данью. За право облагать их данью между собой боролись русские (новгородцы) и скандинавы (норвежцы).
Около 1251 года новгородский князь Александр Ярославич по прозвищу Невский заключил договор с норвежским королём Хаконом (Хоконом Хоконссеном) IV Старым, позволявший как Великому Новгороду, так и Норвежскому королевству собирать фиксированную дань с саамов: не более 5 беличьих шкурок с охотника. Такая ситуация продолжалась до 1602 года, когда датский король4 приказал не пропускать русских сборщиков дани на территорию Норвегии. В ответ на это русские перестали пускать датско-норвежских сборщиков дани на подконтрольную территорию.
Сохраняя свою инаковость, не пытаясь создать государство, саамы слыли среди соседей не только быстрыми и умелыми охотниками, но и сильнейшими колдунами. Это пренебрежительное отношение к саамам из-за образа жизни, но почтительное благодаря магическим способностям свойственно и скандинавам, и финнам, и русским.
Ряд исследователей (например, Ю.К. Кузьменко) считают, что некоторые персонажи скандинавской мифологии – великаны и карлики – ассоциировались с саамами и родственными им народами. Более того, скандинавские боги-покровители охоты Скади и Улль «заимствованы» из религиозных представлений саамов и родственны их божествам Юксакке и Лейболмаю5.
Главным сквозным сюжетом финского эпоса «Калевала» является противостояние двух стран – светлой Калевалы и темной Похъёлы. Причём автор-составитель произведения Элиас Лённрот показал в Калевале образ прекрасной Финляндии будущего, к которому должен стремиться каждый истинный финн, противопоставив его образу мрачной и враждебной Похъёлы, жителей которой можно ассоциировать с саамами6.
В экранизации «Калевалы» – художественном фильме «Сампо» (1959 года) режиссёр Александр Птушко также показал Похьёлу мрачным местом, населённым архаичным народом во главе со старухой-колдуньей Лоухи7.
В отечественном мистическом сериале «Мёртвое озеро» (2019 год, режиссер Роман Прыгунов), действие которого происходит в заполярном Чандагане (прообраз – Кировск Мурманской области), в ритуальном убийстве подозревают саамского шамана. Так видят и показывают саамов их соседи, но как они представляют себя сами?
Саам себе режиссёр
Саамскому народу повезло: у них есть режиссёр-соотечественник. Нильс Гёуп (Гауп) родился в Кёутокейно (Финмарк, Норвегия), учился на актёра и собрал первую театральную труппу, выступающую на саамском языке.
Он же снял первый фильм на саамском языке – «Проводник» (Ofelaš, Pathfinder, 1987 год). Картина была номинирована на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», но уступила датской ленте «Пир Бабетты» (режиссёр Габриель Аксель)8. Помимо оскаровской номинации, фильм получил премию «Аманда» в рамках Норвежского международного кинофестиваля, а режиссёр выиграл Сазерленд Трофи на Лондонском кинофестивале.
Кроме того, в США в 2007 году был снят ремейк фильма – «Следопыт» (в оригинале называется так же, как и «Проводник» – «Pathfinder», режиссёр Маркус Ниспель). События перенесены в Америку, а главный герой – сын предводителя викингов, воспитанный индейцами, который мстит другим викингам за убийство индейцев.
Позднее Нильс Гёуп снял фильм «Северная звезда» с Кристофером Ламбертом и даже стал режиссёром глобального «Водного мира» с Кевином Костнером, но покинул проект из-за перерасхода средств.
Однако прославился он всё-таки фильмами из истории Норвегии: «Восстание в Кёутокейно» 2008 года о восстании саамов в 1852 году и «Биркебейнеры» («Последний король») 2016 года9.
Самопрезентация саамов
В основу сценария художественного фильма «Проводник» была положена саамская легенда о событиях тысячелетней давности. Молодой саам, которого играет саамский актёр Миккель Гёуп, возвратившись с охоты, видит, что всю его семью убили иноплеменники, которых в фильме называют «чудес», явно имея в виду народ чудь. Чудь – это собирательное название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, ижора, эсты и др.)10.
Эта чудь, играя классическую роль «Чужого», абсолютно отличается от саамов: они не понимают язык, одеты в одежду из чёрной кожи, у них нет лыж, они вооружены топорами, копьями, арбалетами. Ведут себя чудины инфернально: непонятно зачем нападают на бедных саамов, не берут в плен. У них даже нет поклажи, чтобы складывать награбленное добро. Они пришли убивать. Роль их лидера исполняет исландский актёр Хельги Скуласон, известный по фильмам «вороньей трилогии» Храбна Гюднлёйгссона, где он играет главных антагонистов11.
Саамы, роли которых исполнили актёры-саамы (в том числе видный деятель саамского движения из Финляндии Нильс-Аслак Валкеапяя) – полная противоположность чуди: они миролюбивы, вооружены луками со стрелами, перемещаются на лыжах и санях, одеты в светлые оленьи шкуры, занимаются охотой. Особо подчеркивается их близость к природе (совершение обряда после убийства медведя, общение с оленями и т.д.), умение лечить и колдовать. Когда нападает чудь, то саамы, за исключением нескольких героев, не принимают бой, а спешат к своим собратьям ближе к побережью.
Красной нитью через весь фильм проходит идея о том, что саамы – это народ-семья, но если забыть о своей идентичности, то станешь таким же, как чудь – в данном случае, родственный по языку народ, избравший другой цивилизационный путь, который сводится к охоте на людей. Лучше бежать, оставаясь частью природы, чем становиться таким, как чудь.
Однако саамскому народу нужен проводник – человек, который ведёт свой род, своё племя, который знает дорогу, и при этом является посредником между миром людей и миром духов. В качестве «духовного компаса» выступает шаманский бубен с изображенной на нём картой – картиной саамского мира.
В итоге саамы и их олени достигают побережья, где они фактически обречены на уничтожение, но молодой проводник, подобно Ивану Сусанину, приводит чудских захватчиков на гибельное место.
Небольшой саамский род, ведомый проводником, выступает в фильме аллегорией всему народу, который предпочитал не сражаться с нападавшими соседями, а кочевать вместе с оленями, не изменяя образу жизни, не теряя свою самость.
Фильм, снятый режиссёром-саамом с саамами, играющими саамов, является важнейшим аудиовизуальным текстом саморепрезентации народа. Саамы не создали государство, но они, следуя избранным путём, сохранили свою идентичность.
***
В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic
Примечания:
1Причём изначально так называли охотников и собирателей, а не конкретный этнос.
2Цит. по Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии
3Их образ жизни сейчас назвали бы дауншифтингом, симплливингом или опрощением.
4С 1534 по 1814 годы Норвегия и Дания были объединены в одно государство, управляемое династией Ольденбургов.
5Кузьменко Ю.К. Саамские боги охоты и рыбной ловли в скандинавской традиции // Германистика. Скандинавистика. Историческая поэтика. М., 2008 – с. 142-157.
6Подробнее об этом читайте в материале GoArctic
7Подробнее об этом см. здесь
8Об исторических фильмах Габриеля Акселя см. подробнее здесь и здесь
9См. подробнее здесь
10Чудь сыграла достаточно большую роль в древнерусской истории: они были в числе племен, «пригласивших варягов на княжение», кроме того, они участвовали в походах Олега Вещего на Царьград и т.д.
11Подробнее см. здесь