Неопределённость будущего, вызванная пандемией, отразилась на потребительском поведении россиян. Они стали массово отказываться от кредитов – доля готовых взять заём жителей снизилась более чем в два раза, за рамками этого тренда осталась лишь получившая господдержку ипотека. Это стало проблемой для банков.
Традиционной осенней активизации спроса населения на потребительские кредиты не случилось. По сравнению с сентябрём объём выдачи сократился на 5 процентов, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро. Ни преодоление летнего спада, ни близость нового года не повлияли на ситуацию. Кроме того, кредитные карты банки одобряют теперь лишь каждому пятому россиянину, а не каждому третьему, как раньше.
По данным финансового маркетплейса «Юником24», сейчас только 20 процентов россиян планируют взять кредит или заём. В то время как в январе таковых было 50 процентов. Около 80 процентов заёмщиков при подборе кредита смотрят на размер переплаты и ежемесячный платёж. Более того, всё меньше потенциальных заёмщиков соглашаются брать уже одобренные кредиты. В январе–августе 2020 года на условия банков соглашались всего 31,9 процента заявителей, в то время как в аналогичном периоде 2019 года одобренные кредиты забирали 45 процентов.
Аналитики рейтингового агентства S&P считают, что темпы естественного роста кредитования физлиц в России достигли максимума в середине 2020 года, и впереди рынок ждёт замедление выдачи новых кредитов с одновременным увеличением проблемных долгов.
Первый звонок, кажется, прозвенел: до 90 процентов заёмщиков, чьи долги оказались у коллекторов, пытались рефинансировать их – объединить займы, взятые в разных банках и МФО, чтобы выплачивать более низкий процент. Однако коллекторы идут на это не очень охотно.
– Некоторый спад по платежам, буквально на 2–3 месяца, был сразу после того, как людей посадили на карантин. Но после выхода из режима самоизоляции рынок зафиксировал некое восстановление платёжеспособности клиентов. Так, средний платёж вырос с 3,9 тысячи рублей до 4,2 тысячи. Клиенты стали больше средств направлять на погашение текущих долговых обязательств из-за перехода на сберегательную модель поведения, – рассказал «Октагону» член совета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Дмитрий Теплицкий.
Призрак голода
Осторожная позиция населения в отношении кредитов связана скорее с психологическими, чем макроэкономическими причинами. Мы снова, как и в 1990-е, живём в условиях неопределённости, когда не понятны ни срок окончания внезапно свалившихся бедствий, ни окончательные их последствия для кошелька. Но есть и различия: безответственных людей, готовых нести деньги хоть в МММ, стало меньше.
– Пандемия коронавируса ударила по «потребительскому энурезу», – говорит доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий. – Весной люди были вынуждены отказаться от походов в кафе и рестораны, перестали посещать парикмахерские, покупать дорогую одежду, отменили заграничные турпоездки. Оказалось, что значительная часть сферы услуг не является жизненно необходимой, а значит, эти траты можно выключить из личного или семейного бюджета. В условиях падения доходов люди скорее готовы «перейти на хлеб и воду», чем залезать в кредиты.
– В условиях ковида больше тратит, чем зарабатывает, верхний средний класс, а остальные стали оптимизировать свои расходы, – констатирует завкафедрой экономической безопасности РГУ им. Косыгина Валерий Сенков:
– Тем более реальные располагаемые доходы у нас снижаются не один год. Сейчас крайне негативные ожидания у потребителей на дальнейшую девальвацию национальной валюты и возможный локдаун. Народ научился считать, а у государства пока нет полноценного ответа на вопрос, как мы все будем выходить из сложившегося положения.
По словам заместителя генерального директора Объединённого кредитного бюро Николая Мясникова, многие банки ожидают ухудшения кредитных портфелей из-за кредитных каникул: для них это не отсрочка, а некое прощение долгов.
«Тем банкам, которые занимаются в основном кредитованием физлиц, монолайнеров с точки зрения продуктовых линеек, возмещать свои выпавшие из-за кризиса доходы негде. Первый пузырь может лопнуть уже в четвёртом квартале, а в следующем году тем паче».
Николай Мясников, заместитель генерального директора Объединенного кредитного бюро
– Общее снижение платёжеспособного спроса влияет на бизнес, но пока не очень сильно. Возможно, оно проявится в будущем году. Интересы собственников банков сильно не страдают от происходящего. Банкир заинтересован не просто в выдаче кредита, но и в его возврате. Важно вернуть то, что отдали в долг, причём по тому графику, о котором они договорились с клиентом. Массовый невозврат гораздо хуже, чем снижение общего объёма кредитования, – уточняет проблему управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиуллин.
Отрыв темпов кредитования от динамики располагаемых доходов населения при условии достижения высокого уровня закредитованности чреват формированием пузыря, разрыв которого может иметь ощутимый и устойчивый эффект на совокупное потребление в экономике. Монетарные власти всех стран, включая РФ, рассматривают объём выдачи новых кредитов, просроченную задолженность, стандарты кредитования банков как важные макроэкономические параметры.
– Ещё в прошлом году между Минэкономразвития и Банком России развернулась ожесточённая дискуссия в отношении потенциального пузыря на рынке необеспеченного кредитования, которая в итоге вылилась в рост надбавок для банков к коэффициентам риска в зависимости от уровня показателя долговой нагрузки и полной стоимости кредита. В ноябре прошлого года регулятор ожидал замедления темпов роста потребительского кредитования в этом году до 10 процентов, а МЭР и вовсе в пять раз – с 20 до 4 процентов. На этом фоне текущие ожидания не выглядят чем-то из ряда вон выходящими, – успокаивает председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев.
В будущее – без страха
В условиях снижения доходов многие банки, не имеющие государственной поддержки, будут вынуждены оптимизировать свои расходы, пересматривать отдельные направления в бизнесе, менять организационные структуры, сокращать штат сотрудников, а также пересчитывать доходность на другие продукты, поднимая их стоимость, считают на рынке.
Если верить информации, распространяемой телеграм-каналом «Незыгарь», процесс оптимизации начнётся с крупнейших банков. Сообщается, что ВТБ с 1 января намерен сократить штат на 30 процентов и на треть количество отделений. Процесс сокращения штата ещё до нового года развернётся и в Сбере. Кроме того, банки попросили отсрочить им до 2027–2028 годов весьма затратный переход на российское программное обеспечение. Цена вопроса – 700 млрд рублей. Потребительский кризис – не лучшее время для дополнительных расходов.
«Не исключены и новые отзывы лицензий из-за несоблюдения норм по капиталу. Преодолеть эту ситуацию помогут накопленные финансовые подушки безопасности и поддержка регулятора в лице ЦБ РФ: покупка проблемных активов, снижение норм резервирования, предоставление банкам долгосрочных кредитов под сниженный процент, включение в список системообразующих организаций и так далее».
Геннадий Салыч, председатель правления Банка «Фридом Финанс»
Одним из мощнейших драйверов на рынке может стать льготная ипотека. Продлением программы льготной ипотеки до 1 июля 2021 года правительство создало предпосылки для более комфортной среды работы банков и поддержки восстановления экономики, говорит Михаил Дорофеев.
Перейти к материалуМеняем деньги на метры
Россияне часто пытаются сохранить свои капиталы, вкладывая их в недвижимость. Льготная ипотека, давшая толчок буму продаж летом и весной, продлена Правительством до июля 2021 года. Но безумной скупки квартир уже не будет. «Октагон» вместе с экспертами выяснял, что будет с ценами на квартиры в ближайшие месяцы, почему покупка малоформатной квартиры «про запас» или «для детей» хуже расширения жилплощади и во что сейчас стоит вкладываться на рынке недвижимости.
По мнению Андрея Песоцкого, после окончания пандемии, скорее всего, возрастёт роль крупных предприятий, ориентированных на взаимодействие с государством, а малый и средний бизнес будет испытывать сложности. Поэтому те банки, которые работают с крупными окологосударственными структурами, почувствуют себя более устойчиво. Следует ожидать, что экономика будет укрупняться и всё более монополизироваться.
Валерий Сенков советует бороться с первопричиной:
– Нужно вводить и поддерживать другие нормы оплаты труда и менять её налогообложение. Основная проблема РФ – это бедность работающего населения. Она частично озвучивается (на горизонте 5–10 лет бюджетники приблизились к среднему классу), но в условиях неопределённости организации стали оптимизировать расходы, что сказывается на зарплате. Из-за невозможности придерживаться среднеотраслевых стандартов работников переводят на неполную рабочую неделю, либо уводят часть зарплаты в тень. Поэтому люди и не берут кредиты.
Сергей Аксёнов
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Facebook https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте https://vk.com/octagonmedia
Instagram https://www.instagram.com/octagomedia/