Найти тему
Либера

«Это бунт ради бунта, поиск адреналина»

Уличная культура всегда считалась опасной, закрытой и агрессивной. Много лет уличных художников считают маргиналами и вандалами. Художник Слава Ptrk рассказал о стрит-арте и о своём отношении к современному искусству.

Slava Ptrk

«Как и у большинства уличных художников, все началось с граффити. Лет в 14 я начал писать на стенах свое имя и разные слова. Осваивал инструменты, учился работать на улице. Позже, в 2009 году, мой друг и коллега Илья Мозги начал делать первые сложные трафареты. Меня это сильно вдохновило и зацепило – ведь таким образом можно создавать сложные и детализированные рисунки быстро, не имея при этом художественного образования. И я начал экспериментировать, пошло-поехало.

-2

Серия «Детство перед телевизором», г. Шадринск

Художники, также, как журналисты и фотографы, часто остаются за кадром. Стрит-арт родился из граффити, а граффити первоначально были и во многом остаются закрытой андеграундной культурой. Это не шоу-бизнес. Большинство художников не стремятся стать известными, скорее стремятся делать то, что им нравится. Искусство вообще не та сфера, чтобы стать известным для широких масс, таких сфер жизни много. Опять же, как много современных русских художников может назвать обычный человек с улицы? В нашей стране современное искусство считается уделом маргиналов, а уж стрит-арт – маргинальнее некуда. И когда я говорю «маргинальный», я имею ввиду не только «грязный, подпольный, низовой», но и «закрытый, непонятный, обращенный сам на себя». Художники редко идут против системы, это стереотипграффити и стрит-арт никогда не шли против системы, никогда не ставили себе цель победить систему. Даже самые радикальные формы, вроде трейнбомбинга[рисование граффити на крупных средствах передвижения - прим.редактора], направлены на самовыражение и на проверку себя или системы на прочность. Но все же ключевым здесь является процесс, а не результат. Если вы спросите любого граффитчика, он вам скажет, что политикой не интересуется, а его рисунки, если это и бунт, то бунт абстрактный, не направленный на какую-то конкретную политическую систему. Скорее это бунт подросткового типа борьба с любой системой вообще, а точнее – иллюзия борьбы, создание мифа о борьбе. Это бунт ради бунта, поиск адреналина. Единицы из уличных художников имеют какую-то артикулированную и сформулированную политическую позицию, четко понимая, с кем они и против кого. Большинство же аполитичны, не стоит видеть в этой субкультуре то, чего там нет. Внутри субкультуры те, кто занимается политикой, как раз не особо уважаются. Я не пытаюсь кого-то задеть или обидеть своими работами, мне просто интересно шутить над абсурдом вокруг. По образованию я журналист, и мне интересна сатира, критика, объективное отражение ситуации, а не прямолинейные провокации и разжигание конфликтов.«Я не пытаюсь кого-то задеть или обидеть своими работами, мне просто интересно шутить над абсурдом вокруг».

-3

Есть современное искусство, а есть актуальное искусство. Современными художниками, пожалуй, вернее называть не всех, кто живет сегодня и творит, а тех, кто работает с актуальными темами и в актуальных жанрах и техниках. Современность для этих художников – источник вдохновения и поле для самовыражения. А современность формирует все, что мы видим, слышим и чувствуем каждый день.

Переходите на наш сайт: http://libera.media/

Instagram: @liberamedia