Здравствуйте, родители! Вы на канале педагога раннего развития и автора пособия "Раннее развитие с комфортом для мамы"
Сегодня постоянная рубрика с обзором развивающих игр. Я уже неоднократно писала про методику Никтиных, но их игры мы еще не рассматривали. Хочу рассказать не только про сами игры, но и про уникальный подход Бориса Никитина, который помогает развивать творческое мышление у детей, и делает обычные, по своей сути, игры максимально полезными.
Принцип невмешательства-залог развития креативных способностей
Идея Б. Никитина заключалась в том, чтобы с самого раннего детства окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в нем именно то, что в соотвествующий момент способно максимально эффективно развиваться.
Реализации этой идеи способствуют специальные развивающие игры. Все игры Никитиных построены по принципу от простого к сложному, задачи в них имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Это является главным отличием от других развивающих игр, где в основе лежит обучение, где объясняются правила игры и в ребенке формируются только исполнительские черты.
Самое главное для родителей-вырабатывать принцип невмешательства. Родитель может только изредка подсказывать, хвалить ребёнка. Но нужно добиваться максимально самостоятельного использования (но для младшего возраста - в присутствии родителей).
Когда ребенок занимается с играми Никитиных, родителям нужно придерживаться следующих правил:
1. Нельзя объяснять ребенку ход и решение задачи, нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенок строит модель решения только на своей практике.
2. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, не созрел, не дорос, и нужно даже неделю, месяц и даже дольше. Просто доставать игру изредка и предлагать ребенку.
Еще плюсы игр Никитиных:
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а наглядно-в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. То есть в виде осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять задание с решением, то есть самому проверять точность выполнения задачи.
Большинство игр не ограничивается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий.
Играя в эти игры, родители приобретают важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения.
Но как любая многофункциональная развивающая игра, эти игры тренируют и память, и внимание, и логику. Формируют умение классифицировать, конструировать, развивают пространственное мышление и способность предвидеть результаты своих действий.
Вы можете попробовать использовать принципы Никитина и при занятиях с другими развивающими пособиями.
У нас дома пока только две игры Никитиных, и ребенку они очень нравятся. Это игры "Сложи узор" и "Сложи квадрат".
Сегодня хочу рассмотреть "Сложи узор". У нас такая игра от ИП Никитин.
На сайте Никитиных есть описание, как самим изготовить игру "Сложи узор". Делюсь этой инструкцией с вами.
Самый простой вариант - оклеить любые одинаковые кубики (желательно 3-5 см, не больше) цветной бумагой. Или покрасить быстросохнущей краской. Образец окрашивания на фото.
Также можно самим изготовить альбомы с образцами узоров.
Примеры в карусели. Такие альбомы, кстати, продаются отдельно, есть той же фирмы Корвет. К игре от ИП Никитин образцы заданий шли сразу в комплекте. Но лучше использовать формат 1/1.
Также можно использовать просто цветные квадраты из цветного картона для повтора узоров, но тут уже меняется принцип подбора нужного цвета (ну кубики, а карточки).
С 1,5 лет можно выстраивать дорожки, квадраты, после 2-3 лет уже более сложные рисунки. Но, опять же, все дети разные. Возможно, кому эта игра подойдет ближе к 4-м годам, это не так важно. А совсем сложные задания будут интересны школьникам и даже взрослым.