Найти в Дзене
Ольга Осипенко

Чем полезны и как правильно играть в игры Никитиных

Оглавление

Здравствуйте, родители! Вы на канале педагога раннего развития и автора пособия "Раннее развитие с комфортом для мамы"

Сегодня постоянная рубрика с обзором развивающих игр. Я уже неоднократно писала про методику Никтиных, но их игры мы еще не рассматривали. Хочу рассказать не только про сами игры, но и про уникальный подход Бориса Никитина, который помогает развивать творческое мышление у детей, и делает обычные, по своей сути, игры максимально полезными.

Принцип невмешательства-залог развития креативных способностей

Идея Б. Никитина заключалась в том, чтобы с самого раннего детства окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в нем именно то, что в соотвествующий момент способно максимально эффективно развиваться.

Реализации этой идеи способствуют специальные развивающие игры. Все игры Никитиных построены по принципу от простого к сложному, задачи в них имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Это является главным отличием от других развивающих игр, где в основе лежит обучение, где объясняются правила игры и в ребенке формируются только исполнительские черты.

Самое главное для родителей-вырабатывать принцип невмешательства. Родитель может только изредка подсказывать, хвалить ребёнка. Но нужно добиваться максимально самостоятельного использования (но для младшего возраста - в присутствии родителей).

Когда ребенок занимается с играми Никитиных, родителям нужно придерживаться следующих правил:

1. Нельзя объяснять ребенку ход и решение задачи, нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребенок строит модель решения только на своей практике.

2. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок с первой попытки решил задачу. Он, возможно, не созрел, не дорос, и нужно даже неделю, месяц и даже дольше. Просто доставать игру изредка и предлагать ребенку.

Еще плюсы игр Никитиных:

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а наглядно-в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. То есть в виде осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять задание с решением, то есть самому проверять точность выполнения задачи.

Большинство игр не ограничивается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий.

Играя в эти игры, родители приобретают важное умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения.

Но как любая многофункциональная развивающая игра, эти игры тренируют и память, и внимание, и логику. Формируют умение классифицировать, конструировать, развивают пространственное мышление и способность предвидеть результаты своих действий.

Вы можете попробовать использовать принципы Никитина и при занятиях с другими развивающими пособиями.

У нас дома пока только две игры Никитиных, и ребенку они очень нравятся. Это игры "Сложи узор" и "Сложи квадрат".

Сегодня хочу рассмотреть "Сложи узор". У нас такая игра от ИП Никитин.

На сайте Никитиных есть описание, как самим изготовить игру "Сложи узор". Делюсь этой инструкцией с вами.

Самый простой вариант - оклеить любые одинаковые кубики (желательно 3-5 см, не больше) цветной бумагой. Или покрасить быстросохнущей краской. Образец окрашивания на фото.

-2

Также можно самим изготовить альбомы с образцами узоров.

Примеры в карусели. Такие альбомы, кстати, продаются отдельно, есть той же фирмы Корвет. К игре от ИП Никитин образцы заданий шли сразу в комплекте. Но лучше использовать формат 1/1.

риснуки для младшего возраста 2-4 года
риснуки для младшего возраста 2-4 года

рисунки для детей постарше
рисунки для детей постарше

Также можно использовать просто цветные квадраты из цветного картона для повтора узоров, но тут уже меняется принцип подбора нужного цвета (ну кубики, а карточки).

С 1,5 лет можно выстраивать дорожки, квадраты, после 2-3 лет уже более сложные рисунки. Но, опять же, все дети разные. Возможно, кому эта игра подойдет ближе к 4-м годам, это не так важно. А совсем сложные задания будут интересны школьникам и даже взрослым.