Объект внимания на выставке – это экспонаты. Ошибочно полагать, что экспонаты попадают на выставку сразу же из мастерской художника. Из мастерской работам предстоит длинный путь. Часть из экспонатов так и останется в мастерской, и не попадет никуда. Другая часть отправляется в хранилище музея. Часть экспонатов там так и остаются, и не выставляются.
Дальше, чтобы состоялась выставка, вступает в дело куратор. Формируется тема. Тема формулируется организаторами выставки. Иногда, куратор сам раскрывает видение работ, тогда самостоятельно формулирует темы..
Начинается работа над идеей выставки. На этом этапе важно чтобы куратор еще понимал что будет интересно людям. Куратор – это связующее звено между зрителем и художниками. Куратор работает в запасниках музея, связывается с художниками и организаторами, чтобы найти нужное количество работ для реализации идеи.
После этого работа перемещается в помещение и начинается основной процесс. Происходящее в зале легко сравнить с работой режиссера в кино. При этом, куратор организует работу группы специалистов. Куратор определяет на чем будет сфокусировано внимание зрителя, определяет цветовые и световые акценты зала. С этим куратору помогают специалисты по свету. Так же решает нужно ли звуковое оформление для зала. Тут уже не обойтись без помощи звукорежиссёра. С помощью влияния на внимание зрителя, куратор рассказывает историю. Помимо этого в организации задействуются люди для связи с зрителями и прессой. Иногда привлекаются художники для оформления помещения. Организация высставки – это не менее сложный процесс, и сравним с театром. Куратор ещё следит за тем, чтобы не выйти за пределы бюджета. Оставаться в рамках бюджета – это первостепенная задача. Из-за рамок бюджета может быть невозможно сформировать команду. Тогда за процесс организации выставки отвечает только куратор.
Чтобы было понятнее, вот несколько примеров. Например, чтобы рассказать историю художника, куратор распологает работы в хронолгоическом порядке. Это путь наименьшего сопротивления. Вряд ли такой подход будет оценен специалистами. Да и зрители могут не принять такой подход. Хорошо когда у куратора другое видение работ художника. Например, найти работы современных художников, чтобы противопоставить работы современных художников, признанному мастеру прошлого. Еще куратор может готовить выставку вместе с художником, чтобы показать, к примеру, новое прочтение работ прошлого. Для раскрытия идеи кураторм мотивирует художника на подготовку серии новых работ.
Особенности хорошего куратора:
- Умение выходить за рамки. Куратор представляет себе музеи будущего, и предлагать нестандартный взгляд на искусство.
- Тонкое чутье искусства. Без чутья никак не получится выходить за рамки так, чтобы не ополчились и публика, и, заодно, художники.
- Отношения с художниками. Без постоянной работы с ними не получится организовать выставку.
- Чувство публики. Куратор понимает ценность работы для зрителя, а не только для экспертов.
- Четкое и ясное письмо. Описания к картинам тоже пишут кураторы. Емким и понятным описанием кураторы могут как «вытащить» и сделать понятной работу художника, так и «похоронить».
- Умение организовать просвещение. Иногда, чтобы выставку приняли лучше, и чтобы работы лучше продались, кураторы организуют серию обучающих лекций. Это помогает поддерживать внимание к выставке, и привлекать больше публики. Когда люди заинтересовались и идут подготовленные на выставку, люди получают большее удовольствие и расскажут об этом друзьям.
- Терпение. Чтобы организовать одну выставку, требуется много времени. Иногда этот процесс занимает до пяти лет.