21 ноября 1920 года появился на свет будущий знаменитый композитор, автор любимых хитов 60-70 годов Ян Абрамович Френкель. В этом году культурная общественность страны отмечает 100-летие со дня рождения маэстро. Предлагаю вспомнить его творчество на примере нескольких известных произведений из богатого творческого наследия.
Имя юбиляра неразрывно связано с важной исторической датой этого года – 75-летием победы в Великой Отечественной войне. Ян Абрамович – фронтовик, один из тех музыкантов, кому в страшные годы довелось защищать страну на полях сражений. На фронт он ушел в 1942 году. Этим же годом датируется и его первый композиторский опыт - песня «Шел пилот по переулку», но становление и яркая карьера композитора-песенника состоялись лишь через два десятилетия.
Тема великой войны не могла не отразиться в творчестве Яна Френкеля, уже будучи известным автором, в конце 60-х годов он пишет одну из главных своих песен – «Журавли» на стихи аварского поэта Расула Гамзатова в русском переводе Наума Гребнева.
Подробная статья об этой песне уже выходила на моём канале в рамках рубрики «История великой песни». Ссылку на материал я оставлю в конце публикации, а сегодня хочу вспомнить 7 других песен этого автора.
Известно, что Ян Абрамович не только писал песни для других артистов, но и сам любил выступать, исполняя собственные произведения под аккомпанемент рояля.
«Калина красная»
«Калина красная, калина вызрела», - эта песня глубоко укоренена в подкорке нескольких поколений, по мелодике и атмосфере она похожа на народную и многие считают её таковой. Однако автором этой мелодии является Ян Френкель. Этот факт всем известен, но песню продолжают петь как народную, наряду с фольклорными произведениями она часто звучит на застольях.
Считается, что именно песня «Калина красная» дала название знаменитым произведениям Василия Макаровича Шукшина – повести и кинофильму, снятому по её мотивам. Картина «Калина Красная» вышла на экраны в 1973 году, а песню пели ещё в шестидесятых. Каноническим считается исполнение квартетом «Советская песня».
На нескольких ресурсах тиражируется история о том, что эту песню на свидании Василию Макаровичу спела его будущая супруга Лидия Федосеева, а потом она же предложила использовать это название для книги, а следовательно и фильма по ней. Насколько достоверна эта информация – не знаю. Пишут, что Василий Макарович очень хотел использовать эту песню в фильме, однако саундтреком она не стала. Причина, судя по всему, была как раз в том, что песня оказалась авторской, а бюджет кинофильма не предполагал гонорара композитору. Отсылка к «источнику вдохновения» в картине всё же присутствует. В одном из эпизодов герой Шукшина напевает небольшой фрагмент этой песни а-капелло.
С музыкой всё понятно. А вот слова на многих ресурсах до сих пор значатся как народные. Эта версия верна лишь отчасти. Автором текста песни называют советского тележурналиста Евгения Синицына. Этот факт был отражен в передаче «Сегодня вечером», посвященной юбилею информационной программы "Время", где он работал. Также известно, что Евгений Леонидович «переписал» текст уже существовавшего фольклорного произведения. Наиболее компромиссной представляется формулировка «слова народные, в обработке Евгения Синицына»
«Текстильный городок»
Немало песен Ян Френкель написал в соавторстве с Михаилом Таничем. Композитор и поэт крепко дружили. К 1961 году, когда к широкому слушателю было представлено творение этих авторов под названием «Текстильный городок», авторы уже имели опыт сотрудничества, однако ещё не были хорошо известны народу. В весьма ироничной форме Михаил Исаевич вспоминает случай в ларьке, где он покупал мороженое. Продавщица напевала песенку, даже не подозревая о том, что перед ней стоит её автор. В лицо поэта и композитора тогда еще не знали, а песня ушла в народ и полюбилась, возможно, потому, что оказалась близка многим представительницам женского населения Союза. Такая «типично советская» песенка «рабочей тематики», при это очень душевная.
Название «Текстильный городок» у многих вызовет ассоциации с «ткацкой столицей» России, городом невест – Иваново, но в песне речь идет о Подмосковье. Географическим прототипом считается Орехово-Зуево.
Изначально Танич написал стихотворение о девушках-ткачихах, которые ждут парней из армии, даже не подозревая, что он станет песней. В одном из катренов упоминался тогдашний министр обороны. Поэт принес стихотворение в редакцию «Московского комсомольца», но опус не приняли к печати. На удачу, на обратном пути поэту встретился Ян Френкель и попросил отдать ему текст. Через некоторое время композитор представил поэту вальсовую музыку на его стихи. Получилась отличная песня, но в угоду настроению исходный текст пришлось немного отредактировать.
«Когда сыграл мне музычку, такой подкупающий простотой русский вальсок, я понял, что это может быть песня, а в песне, тоже понял, придется уволить министра обороны. И уволил», - вспоминал Михаил Танич.
Воспоминания поэта опубликованы на сайте, посвященном Яну Френкелю, который создан его дочерью.
Песня «Текстильный городок» была в репертуаре сразу нескольких известных советских певиц. Композицию исполняла Раиса Неменова, более известной стала версия Майи Кристалинской.
Популярно также и исполнение Валентины Толкуновой.
Через много лет после смерти композитора его фамилия оказалась в титрах многосерийной мелодрамы. «Текстильный городок» звучит в начале каждой серии теленовеллы «Аромат шиповника». Фильм транслировался на канале «Россия-1» в 2014 году.
Нас интересует не кино, а первые две минуты видео.
«Ну что тебе сказать про Сахалин»
В 1965 году авторский тандем Танича и Френкеля оказался в составе делегации деятелей культуры, отправившейся на Сахалин. Прозвучит банально, но именно в этой поездке родилась песня, ставшая «неофициальным гимном» острова. Песню пели многие эстрадные артисты, известны исполнения Эдуарда Хиля, Иосифа Кобзона.
В 2010-м году кавер-версию представил уроженец Сахалина певец и автор песен Игорь Николаев.
Композиция, пронизанная походной романтикой стала исполняться в туристических кругах по всему Советскому Союзу. Примечательно, что флагман «походной» авторской песни Юрий Иосифович Визбор изначально невысоко оценил произведение, назвав его «песней-однолеткой». Прогноз барда, однако, не сбылся, песня полюбилась и сам Визбор её исполнял.
Среди бардов, походников эта песня популярна до сих пор. В свои школьные и студенческие годы, пришедшиеся на начало нашего века, я неоднократно её слышал на вечерах самодеятельной песни. В сети мне удалось найти вариант от удмуртского барда Юрия Бякова.
«Погоня»
Ян Френкель – автор музыки к многим кинофильмам. В 1968 году снималось продолжение фильма «Неуловимые мстители» под названием «Новые приключения неуловимых». Оба творения режиссера Эдмонда Кеосаяна украсили замечательные песни. К первой части их написали композитор Борис Мокроусов и поэт Роберт Рождественский. Однако во второй картине Мокроусов принять участие уже не смог, композитор тяжело заболел и вскоре скончался. Вместо него писать музыку пригласили Френкеля. Он создал несколько композиций для этой киноленты. На стихи поэта Рождественского была написана «Погоня», ставшая ярчайшим хитом. Оригинальное закадровое исполнение в фильме принадлежит Иосифу Кобзону.
Песня давно преодолела пространство фильма и зажила самостоятельной жизнью. Произведение разучивается на уроках музыки в школе, в народе придумано немало разнообразных пародий на эту песню. Композиция попала в «гоблиновский перевод» одной из частей фильма «Властелин колец».
«Вальс расставания» («Старый вальсок»)
Музыка Яна Френкеля звучит в фильме Юрия Любимова «Женщины» 1965 года. В качестве своего соавтора для написания песни композитор предложил кандидатуру Константина Ваншенкина. После беседы с режиссером по пути из киностудии поэт придумал стихотворение. Френкелю слова были надиктованы по телефону. Так родилось произведение, официально названное «Вальс расставания». Однако в народе песню чаще идентифицируют как «Старый вальсок», «Юности нашей вальсок» или по первой строчке «Слышишь, тревожные дуют ветра».
Доброе задушевное произведение характеризуют как бытовой романс. В фильме песня прозвучала голосами Нины Сазоновой и Петра Любешкина.
В дальнейшем эту песню исполняла Раиса Неменова и многие другие.
«Август»
Автор «Вальса расставания» и других стихов на музыку Френкеля Константин Ваншенкин познакомил композитора со своей супругой – писательницей, поэтессой и журналисткой Инной Анатольевной Гофф. Она также стала его частым соавтором. Их первая совместная работа - песня «Август». Она датируются 1966 годом. Поэтесса вспоминает, что во время дружеских посиделок как бы «невзначай» напела ему текст стихотворения на «произвольный мотив». Композитор заинтересовался, попросил записать текст и создал для него музыку.
Песня существует как в женском, так и в мужском варианте. Из известных певиц своё исполнение этой песни представили Нина Бродская, Майя Кристалинская, Аида Ведищева и др.
В «мужской версии» наиболее известно исполнение Кобзона.
Есть вариант Вадима Мулермана. Из следующего поколения артистов к композиции прикасался Валерий Сюткин.
«Русское поле»
На стихи Инны Гофф написана одна из самых узнаваемых песен Френкеля – «Русское поле» или просто «Поле». Она была написана в 1968 году и наряду с «Погоней» вошла в саунд-трек «Новых приключений неуловимых». Так получилось, что уже после завершения работы над саунд-треком, когда композитор был отпущен в отпуск, Кеосаян почувствовал необходимость добавить в картину ещё одну песню. Это должно было быть произведение патриотической тематики. У Френкеля и Гофф таковое имелось в загашнике. Стихи были вдохновлены необъятной широтой русской равнины, в одном из своих высказываний автор сравнивает её морем.
«Написала, потому что люблю поле», - признавалась поэтесса.
В фильме от лица своего героя песню исполнил актер Владимир Ивашов. Запись для радио сделал Юрий Гуляев. Композиция вошла в его репертуар, певец представил её на первом в истории концерте «Песня-71», давшем начало легендарному фестивалю «Песня года».
«Русское поле» часто называют вершиной песенного творчества поэтессы Инны Гофф. Она стала одной из «визитных карточек» и для авторов, и для исполнителя.
Расул Гамзатов назвал «Русское поле» Френкеля и Гофф «лучшей песней о России», достойной стать государственным гимном. В отличие от официальных гимнов и патриотических песнопений, это произведение лишено пафоса и патетики - и в этом его сила. Песня очень личная, искренняя. «Музыкальным символом отчизны» окрестил песню композитор Родион Щедрин.
Композитора нет с нами уже более 30 лет, он ушел из жизни в 1989 году, а его песни по-прежнему продолжают звучать, они известны не только представителям старого поколения, но и молодежи. Даже если название песни ни о чем не говорит, стоит её услышать, и становится понятно, что эта музыка, что называется, «сидит у нас в подкорке». И у каждого есть свои любимые, памятные песни за авторством Яна Френкеля. Всех его произведений в одной статье не перечесть.
О песне Яна Френкеля и Расула Гамзатова "Журавли" можно прочитать здесь: Великая отечественная песня. Журавли.
Материал носит информационно-развлекательный характер и написал с целью отдать дань уважения и памяти великому композитору-песеннику. Содержание публикации не претендует на истину последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.